Организация детской групповой деятельности

Ни одна из идей, которые высказывались в двух первые -пац графах этой главы, не будет успешно реализована без должной ганизации деятельности детских групп и коллективов. Эта орг зация должна быть такой, чтобы объективно создать оптималД условия для научения и воспитания личности, для приобретения тех положительных качеств, о которых говорилось выше. Каковы эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная тельность детей? '"

Первое такое условие - обеспечение каждому члену дёК группы или коллектива возможности для активного участия во ее делах. Второе условие-получение богатого иразнообраА опыта обиения и совместной деятельности в группах. Третье ловие - использование в, группах или коллективах таких н()ц правил взаимодействия, которые интересы личностного развИ детей ставят на первый план. Четвертое условие - воссозди в практической деятельности детских групп и коллективов го№Д циальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязав но должны будут столкнуться. Деятельность развивающих ких групп и коллективов следует организовывать таким обрг чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Пято ловие - выявление задатков ребенка и превращение их в СМ нести.

Первое из обозначенных условий может быть выполнено '1 тогда, когда количество участников в детской группе относит невелико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену групцы бодно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совме деятельность. Практика показывает, что оптимальной по сс является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняются тем, что группа данной величины обеспечивает активное уч каждого человека в совместной деятельности, позволяя вмеГ тем наилучшим образом распределить обязанности между чле группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить' второе условие, рекомендуется магически изменять состав и распределение ролей в детских гр\ Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт< ния, усваивать различные формы ролевого поведения, выраС вать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и ки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине ДС стать группа, в которой все это происходит. Например, для ранйего и дошкольного возраста можно рекомендовать соэ групп по 2-4 человека в каждой, для детей младшего шко возраста-3-5 человек, для подростков и юношей-груп

7 человек. Благодаря постепенному увеличению размера группы \с возрастом задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает опыт их межличностного общения. Сошлемся в этой связи только на один пример. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, члены группы должны Остановить хорошие личные взаимоотношения. Если в группе, состоящей из двух человек, таких отношений всего одна пара, а в группе из трех человек - шесть пар, то в группе из пяти и семи человек цх соответственно будет уже тридцать и сорок два.

Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строить-'ся на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае. означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или другом случае по-своему.

Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существова-1'ния стали для них настоящей школой жизненней подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи вэтрослых.без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с реше-мием наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны нетолько готовить.их к жизни, но психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности - такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой цен- ности, но развивается, а настоящее развитие возможно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы, по крайней мере в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка. \

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и ответственным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах и о разум-ном' педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут

оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательм влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к миниму> второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребен(вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следов) тельно, коллектив ему необходим. Но кбллектив, как мы выяснил ранее, при наделении его слишком большими полномочиями,; властью над личностью, а также при недостаточно высоко уровне собственного развития ребенка может препятствовать дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким о< зом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого код) тива, усиливать его положительное и уменьшать возможное 01 цательное воздействие на личность ребенка.

/Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на ность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно нообразной жизнью, включающей виды деятельности, способст щие развитию личности. На практике большинство детских кол тивов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко, т разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии щ чить возможность для разностороннего личностного развития. Т остается один выход: сделать ребенка активным участником с нескольких детских коллективов, занятых различными видалш-тельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное нообразие личностного роста.

Это не есть единственно возможное и оптимальное рейд проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социаль окружения не всегда находится нужное количество разнообра по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно дать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе Д максимум - трех детских коллективов, каждый из которых, р' очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами дея ности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на ли1 ное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого иа, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное кЬ> ство различных полезных личностных свойств, причем в зависит от его собственных способностей и склонностей. Разумно, чтоб дым детским коллективом в этом случае руководили два-три 1 га - специалисты в различных областях человеческой деяте

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: