Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах

Управление межличностными отношениями в детских группах 1 коллективах составляет педагогическую задачу повышенной зна-имости. Большая роль межличностным отношениям в детском воз-асте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интер-1ерсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее Цффективное средство управления развитием личности. В социально-психологически зрелых группах и коллективах, т. е. Этаких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной местной деятельностью, существуют два основных вида отноше-яй: деловые и личные. Их развитие и функционирование оказывает реимущественное влияние на формирование деловых и личных кадете ребенка, и первый педагогически важный вывод, который моет быть сделан на основе констатации этого факта, заключается в?обходимости параллельного развития в детских группах и коллек-'вах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников. Что же.входит в понятие системы деловых отношений? Какова * база и условия оптимального формирования в детских группах? деловым отношениям в группах детей можно отнести те, которые ладываются в игре, учении и труде - основных видах совместной Стельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распре-ение обязанностей, координация действий, составление планов Программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, ока-ие взаимопомощи и др. В каждом подвиде деловых отношений 'Рмируется и развивается то или иное социально полезное лично-"ое качество или группа таких качеств. Например, включение ре-Чка в руководство детским коллективом способствует становле-461

Ник) у него практического интеллекта и ответственности, более гл кого понимания интересов других людей и умения учитывать их практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает ребенка дисциплинированность, а личное участие в распреда нии обязанностей формирует у него более широкий взгляд на щ блему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдать ность и память. '.

Руководство товарищами по группе с целью координации усилий развивает у ребенка оперативность и гибкость мышлиц Составление планов и программ совместной деятельности, их об дение и подведение итогов побуждают детей к совершенствов) коммуникативных умений и навыков, в том числе умения слуц понимать, излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать, ид1 компромисс. \

Управление деловыми взаимоотношениями детей в проце индивидуального развития постепенно охватывает разные деятельности: игру, учение и труд. Это одно из направлений в тии у детей умения работать.вместе с другими людьми. Втор(правление связано с постепенным переходом от внешней оргй ции и контроля деятельности к самоуправлению и самоконтр детских группах и объединениях, причем прогрессивное Р&Щ личности ребенка по этой логической линии в разных вида тельности может происходить независимо. Желательно, чтобь жетно-ролевых играх детей вначале участвовали взрослые, а1 всю игру организовывали и проводили сами дети.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеютсЦ1 деленные возрастные особенности. Отметим некоторые из 'них школьном возрасте все деловые отношения и условия их рй; должны быть представлены для детей в наглядно-действенни наглядно-образной форме, так как более высокий уровень> лектуального развития им еще не доступен. Это не исключат можность использования взрослым словесных воздействий п1 водстве деятельностью детей. Однако когда ставится задачи вода деловых отношений детей на рельсы самоуправления, Ц чие достаточного количества чувственных сигналов и ори< для детей следует, по-видимому, считать обязательным мом данном случае социально-психологического научения, а-1

К совместному планированию как более развитой,и с форме деловых отношений можно переходить в старшем дойн или в младшем школьном возрасте. Взрослый человек додже объяснить детям, что такое план деятельности, для чего Щ составляется. Вместе с детьми ему следует разработать,. три простейших плана, по которым в дальнейшем будет рК ваться их совместная деятельность. Переходить к само ному планированию дети могут к концу младшего школыц раста, причем не только в игре и труде, но также и в учебной, ности.. - Развитую систему самоуправления и самоконтроля дея

можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте, 1ричем участие взрослого в управлении здесь сводится в основном < роли консультанта и советчика. Это не значит, что совместную дея-ельность подростков надо пускать на самотек, просто методы руко-юдства ею в это время должны быть существенно иными, чем в бо-,)ее ранних возрастах. Их следует строить с учетом трех важнейших обстоятельств. Во-первых, с расчетом на то, что складывающие-ря деловые отношения в конечном счете должны вырасти до уровня взрослых; во-вторых, имея в виду специфические особенности детей. подросткового и раннего юношеского возраста; в-третьих, с учетом 1 того факта, что создаваемая система отношений, несмотря на ее приближение к взрослости, в данном возрасте играет еще подчинен-, ную роль по сравнению с другими, ведущими видами деятельности детей.

1" Личные взаимоотношения детей, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свою логику. Поскольку главной задачей развития'отношений становится укрепление и обога-[щение их нравственной основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений. Важнейшими из них являются порядочность, доброта, ответственность, сочув-ствие, готовность прийти на помощь.

Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная 'с раннего возраста, причем формирование и укрепление нравственных отношений в детских группах должно находиться на первом месте по сравнению с деловыми взаимоотношениями. Такая постановка допроса объясняется тем, что сами по себе деловые отношения автоматически не несут нравственное начало, а если человеческие взаимоотношения не основываются на высокой нравственности, то могут привести к формированию и укреплению отрицательных лич-ностных свойств у ребенка.

Нравственные основы детских взаимоотношений с возрастом раэ-виваются. Логика их преобразования может быть описана в русле онцепции развития детской морали, по Л. Колбергу. На начальном этапе морального развития ребенка, которому свойственна гак называемая доконвенциональная мораль, нормы и правила поведения детям должны разъясняться. Необходимо добиваться того, Дчтобы сами дети в конечном счете научились давать нравственные объяснения своим поступкам, и всего этого вполне можно достичь в возрасте от 2-3 до 4-5 лет.

В группах старшего дошкольного и младшего школьного возраста допустимо переходить к построению межличностных отношений на °азе конвенциональной морали, т. е. к уяснению того, что нравственно нормы существуют и развиваются независимо от мнений от-льных людей и обязательны для всех. Развитие детской морали жно ускорить при правильно организованном руководстве их Очными взаимоотношениями в подростковом и раннем юношеском

возрасте. Весьма положительную роль могли бы сыграть уроки нра> ственности, проводимые людьми, в моральном отношении высоко витыми, культурно образованными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: