Задача 1.25.Установлен ли срок давности для подачи организацией-налогоплательщиком уточненной налоговой декларации?

ОТВЕТ:

Порядок представления в налоговые органы уточненных деклараций установлен в ст. 81 НК РФ. При этом сроков, ограничивающих возможность налогоплательщика представить уточненные декларации, эта статья не содержит.

Поэтому у налоговых органов нет оснований для отказа в принятии уточненных деклараций, представляемых налогоплательщиком за любой период его деятельности (письмо Минфина РФ от 24.08.2004 № 03-02-07/15, письмо ФНС РФ 12.12.2006 № ЧД-6-25/1192@).

Однако, представляя уточненные декларации, налогоплательщикам следует учитывать положения ст. ст. 78, 81, и 88 НК РФ.

Прежде всего, обязанность налогоплательщика представлять уточненные декларации установлена в абзаце первом п. 1 ст. 81 НК РФ, согласно которому такая обязанность возникает при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Если занижение суммы налога не произошло, то представление уточненной налоговой декларации - это право налогоплательщика (абзац второй п. 1 ст. 81 НК РФ).

Период, за который налоговые органы могут проверить правильность исчисления налога, составляет 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Вместе с тем, в случае переплаты налога заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты такой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Поэтому при представлении уточненных налоговых деклараций целесообразно учитывать сроки, установленные для проведения налоговых проверок и возврата налога.

Таким образом, срок давности для представления уточненных налоговых деклараций, законодательством не установлен.

Задача 1.26. В ходе выездной налоговой проверки ООО «Московский бублик» установлено, что приказом генерального директора ООО от 17.11.2008 г. было создано представительство ООО в г. Биробиджане. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения была осуществлена 10.01.2009 г. Руководителем налогового органа принято решение о привлечении ООО к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 117 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?

ОТВЕТ: Следует учесть, что в задаче не конкретизирован момент фиксирующий создание обособленных рабочих мест, поэтому исходим из той формулировки, которая имеется, то есть обособленное подразделение приступило к работе.

П.4. ст.84 НК РФ предусматривает, что «…при осуществлении организацией деятельности … через обособленное подразделение заявление о постановке на учет … подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения».

Поскольку постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения ООО «Московский бублик» была осуществлена 10.01.2009 г. то состав нарушения предусмотренного ст. 117 НК РФ присутствует, так как нарушен месячный срок.

П.1 ст.117 предусматривает ответственность в случае не постановки на учёт в срок до 90 дней. 90-дневный срок применительно для данной ситуации с 17.11.2008 по 17.02.09.

Таким образом, решение о привлечении ООО к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 117 НК РФ правомерно.

(Если в данной задаче взять за дополнительное условие, то что обособленные рабочие места не были созданы, то решении о привлечении к ответственности неправомерно)

Задача 1.27. Общим собранием акционеров общества 03.03.2008г. принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, указанные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц. Инспекцией в адрес общества направлено требование по состоянию на 19.04.2009 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа. В связи с неисполнением требования в срок до 10.05.2009г. инспекцией приняты решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Правомерны ли действия и требования налогового органа?

ОТВЕТ: В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Ликвидация фирмы, представляет собой, сложную процедуру, которая затрагивает интересы третьих лиц и поэтому требует открытости и гласности. Кратко процедура выглядит следующим образом:

В первом этапе Участники принимают решение о ликвидации фирмы, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которым переходят полномочия по управлению делами юридического лица и уведомляют об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, на основании чего регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Далее Ликвидационная комиссия публикует сообщение о ликвидации фирмы в органах печати («Вестник государственной регистрации»). С этого момента в течение срока, установленного организацией, кредиторы могут предъявлять свои требования. Согласно п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ этот срок не может быть менее двух месяцев.

То есть в рассматриваемой ситуации ликвидационная комиссия собирает информацию для составления промежуточного ликвидационного баланса. А налоговые органы предъявляют требования 19.апреля, но если выясниться, что средств для выплат недостаточно, то могут пострадать интересы кредиторов первой и второй очередей.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных и камеральных проверок и т.д. В процессе ликвидации фирмы налоговый орган может назначить выездную проверку независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст. 89 НК РФ). Периодом таких проверок будет являться - последние 3 года. Практика показала, что после проведения проверки на предмет правильности исчисления и уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, кредиторская задолженность фирмы может существенно увеличиться.

Организация осуществляет расчеты с кредиторами.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди (в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды), выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Рассчитавшись со всеми кредиторами, фирма составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

На основании окончательного ликвидационного баланса производятся выплаты участникам фирмы. Ликвидационная комиссия закрывает счета фирмы. Если ликвидационный баланс является «нулевым», то счета фирмы могут быть закрыты и ранее - к моменту его сдачи.

Завершающий этап: в налоговый орган направляется заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в течение 5 рабочих дней, после чего ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Таким образом, действия и требования налогового органа неправомерны.

Задача 1.28. Перед заключением крупной сделки, желая проявить разумную предусмотрительность в выборе партнера и убедиться в платежеспособности будущего контрагента, генеральный директор ООО «Педант» обратился с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии средств на его банковских счетах в банк контрагента, а также в инспекцию ФНС по месту его нахождения. Однако и банк, и налоговый орган предоставить такую информацию отказались.

Оцените правомерность отказа в предоставлении запрашиваемой информации кредитной организацией и инспекцией ФНС. Каким образом в данном случае можно убедиться в благонадежности контрагента?

ОТВЕТ: В рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости защиты прав субъекта правоотношения как налогоплательщика и как клиента кредитной организации, путём защиты и сохранения информации, определяемой как налоговая тайна и банковская тайна.

Закон «О банках и банковской деятельности» ст. 26. (Банковская тайна) … кредитная организация, … гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов...,.

Налоговое законодательство напрямую содержитп.8 ст.32.НК (Обязанности налоговых органов) в соответствии с которой …налоговые органы обязаны:… соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение…

Кроме этого ст. 22 НК РФ (Обеспечение и защита прав налогоплательщиков…) предусматривает, что … налогоплательщикам гарантируется административная … защита их прав и законных интересов.

Ст. 102 НК РФ. (Налоговая тайна) трактует, что …налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением предусмотренных НК сведений.

В данном случае убедиться в благонадежности контрагента можно путём проведения аудиторской проверки, в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008 г.и Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 19.11.2008) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

Ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008 г. (Аудиторская деятельность) определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

п7.ст. 1 Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:… анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей…;

Ст. 9. (Аудиторская тайна) определяет, что …аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, за предусмотренными исключениями.

Как дополнительный способ легального получения информации возможно использование данных из официальных сайтов Управлений ФНС РФ, где представлены списки организаций, имеющих задолженности перед бюджетами, какого либо уровня.

Задача 1.29. Решением арбитражного суда организация признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство. Вправе ли была налоговая инспекция в этой ситуации в 2008г. произвести зачет сумм образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в счет имеющейся у организации на день открытия конкурсного производства задолженности по другим налогам в тот же бюджет?

ОТВЕТ: В настоящей ситуации мы имеем дело с ликвидацией хозяйствующего субъекта путём признания его несостоятельным. Нормы НК РФ (Ст. 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов … при ликвидации организации) носят отсылочный характер, поскольку предписывает применять нормы гражданского законодательства.

В соответствии со ст.49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Нормы указанной статьи НК РФ применимы и при ликвидации организации путем банкротства. Действительно, в ст.65 ГК РФ определено, что признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В соответствии с п.2 ст.49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в процессе конкурсного производства среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, к которому относится и Закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Поскольку уплаченные налоги находятся на счетах соответствующих бюджетов, то ситуация возврата этих средств, для удовлетворения интересов кредиторов других очередей невозможна. Данные суммы не могут относиться к суммам входящим в состав конкурсной массы. (ст. 135 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Правовой основой рассматриваемой ситуации является гл. 12 НК РФ «Зачёт и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм».

Правовые нормы, регулирующие отношения по зачету сумм образовавшейся переплаты менялись трижды:

До 31.10.2007 г.

С 01.01.2007 г. по 31.10.2007 (по соответствующим видам бюджетов)

И с 01.01.2008 по настоящее время (по соответствующим видам налогов и сборов).

Поскольку в задаче, конкретно, стоит вопрос о возможности произвести зачет сумм образовавшейся переплаты в 2008 году, то мы не рассматриваем прибыль, полученную до этого периода.

Начиная с 1 января 2008 г. изменился порядок зачета излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов). Теперь зачёт производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а не бюджетов, как до 2008 года.

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если ранее, например, переплату по налогу на прибыль можно было зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными.

Другая ситуация - переплату по налогу на прибыль было возможным зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). А после 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направлять нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Данные правила зачета применяются в отношении сумм, излишне уплаченных в бюджет после 1 января 2008 года. По переплате, образовавшейся до этой даты, будут применяться ранее действующие правила.

Таким образом, налоговая инспекция в этой ситуации в праве произвести зачет сумм образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в счет имеющейся у организации на день открытия конкурсного производства задолженности по другим налогам в этот же бюджет, независимо от уровня бюджетной системы, то есть по всем налогам, закреплённым в ст. 13 НК, как федеральные налоги.

Задача 1.30.В ходе налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты НДС налоговый инспектор обнаружил, что в организации нет приказа об учетной политике. Следствием этого стало привлечение налогоплательщика-организации к ответственности по статье 15.11 КоАП РФ и по статье 126 НК РФ. Правомерны ли действия проверяющего? Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Нам необходимо разобраться: мог ли налогоплательщик функционировать без приказа об учётной политике, и насколько обоснованны применённые санкции?

Следует обратить внимание на обязательность составления учетной политики всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы. Данное требование закреплено действующим законодательством (п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормативными документами, или бухгалтерскими стандартами (пункт 3 ПБУ 1/98).

Аналогичное требование (разработка и утверждение учетной политики организации в целях налогообложения) содержится и в налоговом законодательстве (например, в части обложения НДС - пункт 12 статьи 167 НК РФ, в части формирования состава затрат для обложения налогом на прибыль - глава 25 НК РФ).

То есть мотивация действий сотрудника ФНС, с одной стороны, имела под собой основания.

Но, нормы ст. 15.11. КоАП предусматривают ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, что предполагает следующие нарушения:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

В задаче нет информации о характере нарушений, что позволяет говорить о неправомерности действий налогового инспектора. Кроме этого по КоАП к ответственности привлекают должностных лиц, а не организации, что также свидетельствует о неправильной оценки ситуации сотрудником ФНС.

Теперь о правомерности применения ст. 126. НК РФ (Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля).

Поскольку речь идет не о том, что организация не представила запрашиваемые документы, то и привлечение по указанной ситуации к налоговой ответственности невозможно, так как отсутствует состав правонарушения.

Раздел 2. Задачи по вопросам разрешения конфликтных ситуаций связанных с реализацией прав налогоплательщиков защитой их прав, действиями их представителей. Задачи по вопросам разрешения конфликтных ситуаций по обязанностям налоговых органов и их должностных лиц.

Задача 2.1. В ходе проведения камеральной проверки выявлено неверное применение ставки налога и по представленной декларации налоговый орган провел доначисление налога в сумме 45000 рублей. При этом переплата по данному налогу составила 100000 рублей. Какое решение вынесет налоговый орган, и на каком основании?

Ответ: В данной ситуации налоговые органы должны исходить из того, что ими выявлен факт переплаты сумм по конкретному налогу. При доначислении 45000 руб. уже была переплата в размере 100000 руб. Неправильное применение налогоплательщиком налоговой ставки не привело к нарушениям экономических интересов государства, следовательно, нет оснований говорить о налоговой недоимке. Налоговые органы должны руководствоваться ст. 78 НК РФ (Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа). Налоговый орган был обязан сообщить налогоплательщику (ч.3 ст. 78 НК РФ) о переплате в течении 10 дней и предложить провести совместную сверку расчётов по налогам, результаты сверки оформить актом и далее действовать в зависимости от того, что: а) будет ли подано налогоплательщиком заявления о зачёте суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей (ч.4 ст. 78 НК РФ); и б) либо будет подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (ч.6 ст. 78 НК РФ). Рассмотрим оба случая.

В случае а):

Решение о зачёте сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В случае б):

Заявление …о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. (ч.7 ст. 78 НК РФ)

Решение о возврате … принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика... Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. (ч.8 ст. 78 НК РФ)

Задача 2.2. В связи с выявлением ошибки, в результате которой была занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за октябрь 2009 года, организация представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, (в марте 2010 г.), но не уплатила в бюджет недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени. Может ли в данном случае организация быть привлечена к налоговой ответственности?

Ответ: Рассматриваемая ситуация предполагает юридическую оценку налоговых правоотношений по ст. 81 НК РФ (внесение изменений в налоговую декларацию):

«1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, … налогоплательщик обязан … представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию….

…4. Если предусмотренное пунктом 1 … заявление о дополнении и уточнении налоговой декларации делается после истечения срока уплаты налога …, то налогоплательщик освобождается от ответственности, при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.»

Описываемая ситуация показывает, что налогоплательщик не уплатил в бюджет недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени, поэтому организация быть привлечена к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ.

Задача 2.3. В связи с задержкой оплаты выполненного государственного заказа ОАО «Технология» обратилось с заявлением в районную налоговую инспекцию по месту учета об изменении срока уплаты налога на добавленную стоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: