Месяца позже установленного срока

Месяцев позже установленного срока

Сумма налога, заявленная к возмещению, равна 1000000 руб. Подлежит ли налогоплательщик привлечению к налоговой ответственности? Если подлежит, то штраф, в каком размере и на каком основании следует взыскать с налогоплательщика? Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Налогоплательщик может быть привлечён к налоговой ответственности по ст.119. НК РФ Непредставление налоговой декларации. Юридической особенностью данной статьи является то, что санкции за непредставление налоговой декларации различны при непредставлении декларации в течении до 180 дней и более 180 дней.

1) При представлении налоговой декларации позже установленного срока на 3,5 месяца применяется п.1 ст. 119 НК РФ, что предусматривает взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Штраф = (5% от 1 млн. руб.) Х 4 месяца = 200 тыс. руб.

2) При представлении налоговой декларации позже установленного срока на 8 месяцев применяется п.2 ст. 119 НК РФ, что предусматривает взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Штраф = 30% от 1 млн. руб. + (10% от 1 млн. руб.) Х 2 месяца = 300 тыс. + 200 тыс. = 500 тыс.руб.

Задача 2.9. Налогоплательщик представил в налоговый орган заявление (налоговую декларацию) в срок, самостоятельно исключив из декларации графы, которые не заполняются. По результатам камеральной проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ. Дайте правовую оценку действиям налогового органа. Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Нормы ст.119 НК РФ применены к налогоплательщику неправомерно, поскольку в ней предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации, а по условию задачи налогоплательщик представил в налоговый орган заявление (налоговую декларацию) в срок.

Налоговые органы должны в соответствии со ст.31 НК РФ были потребовать от налогоплательщика, предоставить документы (налоговую декларацию) по формам, установленным государственными органами (формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ).

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

«Статья 80. Налоговая декларация.

…3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента ) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

…4….Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

7. Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются налоговыми органами, на основании форм налоговых деклараций, утвержденных Министерством финансов РФ.

Задача2.10. Вправе ли налоговые органы взыскивать налоги и сборы за счет денежных средств, находящихся на счетах ликвидируемых организаций-налогоплательщиков, до момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса?

ОТВЕТ: Правовой базой ответа служат: Ст.ст. 45,46,49 60 НК РФ, 63 ГК РФ и Положение ЦБ РФ «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» (утв. ЦБ РФ 16.01.2007 № 301-П в ред. от 26.11.2007, Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 № 8963)

Письмо Министерства финансов РФ от 25 ноября 2005 г. № 03-02-07/1-314. Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты налога в установленный срок налоговые органы вправе взыскивать недоимку по налогу, а также взыскивать пени в порядке, предусмотренном Кодексом (пп. 9 п. 1 ст. 31 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 46 Кодекса инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 46 Кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика поручение налогового органа на перечисление налога исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидационной комиссией при ликвидации организации установлен ст. 49 Кодекса.

Кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в период нахождения его в стадии ликвидации. Обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) (пп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса).

Кроме того, Кодексом не ограничено право налоговых органов на взыскание налога до окончания установленного периода для выявления кредиторов ликвидируемой организации и составления промежуточного ликвидационного баланса и не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений, направляемых в банк в соответствии со ст. 46 Кодекса, в случае принятия в отношении юридического лица решения о его ликвидации.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Кодекса банки обязаны исполнять решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Кодексом не предусмотрено освобождение банков от обязанности исполнять инкассовые требования налоговых органов о взыскании налогов в период нахождения организации в стадии ликвидации.

Пунктом 1 ст. 49 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 Кодекса).

Согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

До составления промежуточного ликвидационного баланса не определен состав имущества ликвидируемого лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований.

Таким образом, подача налоговым органом инкассового поручения в банк для взыскания налога и исполнение банком этого инкассового поручения до составления промежуточного ликвидационного баланса не нарушают прав и законных интересов ликвидируемой организации - клиента банка и ее кредиторов, поскольку кредиторы этой организации не выявлены до окончания установленной законодательством процедуры их выявления.

Таким образом, взыскание налогов и сборов в соответствии со ст. ст. 46 и 47 Кодекса до утверждения промежуточного ликвидационного баланса носит правомерный характер.

Задача 2.11. Физическому лицу подарен земельный участок с домом. Обязано ли физическое лицо представлять в налоговый орган сведения об этом факте для постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества?

ОТВЕТ: В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с абз.3 п.2 ст.84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в ст.85 НК РФ.

Пунктом 4 ст.85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Кроме того, согласно п.6 ст.85 НК РФ органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, физическое лицо не обязано представлять в налоговый орган сведения о факте приобретения в собственность в результате дарения недвижимого имущества для постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества.

Задача 2.12. В январе 2010 года в ходе проведения выездной налоговой проверки ООО по вопросу правильности исчисления НДС возникла необходимость проверить факт исчисления и уплаты в бюджет НДС поставщиками ООО.Изложите порядок получения необходимой информации (сроки, формы).

ОТВЕТ: Рассматриваемая ситуация предполагает применение:

- статьи 93.1. НК РФ (Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках). Введена Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

- Приложения №3 (Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов) к приказу ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок…»

Ст. 93.1 НК РФ определяет следующий порядок.

1. Должностное лицо налогового органа, … вправе истребовать у контрагента …документы …

2. …если …возникает …необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки…

3. Налоговый орган, … направляет письменное поручение об истребовании документов … в налоговый орган по месту учета лица, у которого документы должны быть истребованы ….

4. В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, … направляет этому лицу требование о представлении документов, к нему прилагается копия поручения ….

5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение 5 дней или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ»

Если необходимо получить информацию о деятельности субъекта, находящегося под юрисдикцией другой налоговой инспекции, то налоговая инспекция проводящая проверку отправляет «письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика».

В поручении об истребовании документов должно содержаться:

основание направления поручения; полное наименование организации, ИНН организации документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить; перечень истребуемых документов с указанием периода, и (или) указание на конкретную сделку, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов.

Задача 2.13.Организация несвоевременно представила в налоговый орган декларацию по НДС. Налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ, увеличив при этом размер штрафа в два раза, так как ранее в отношении организации уже выносилось решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации. Однако по решению суда в первый раз штраф не был взыскан. Имеет ли налоговый орган право увеличивать размер штрафа в таких случаях?

ОТВЕТ: Действия налогового органа в рассматриваемой ситуации можно оценить как неправомерные. Ст.119 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации в виде фиксированной санкции, с различием в сроках до и более 180 дней.

Ст.119 не предусматривает полномочий органов ФНС по изменению размеров налоговых санкций.

Задача 2.14.В ходе налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты НДС налоговый инспектор обнаружил, что у организации нет приказа об учетной политике. За это нарушение инспектор выписал организации штрафы по статье 15.11 КоАП РФ и по статье 126 НК РФ. Правомерны ли действия проверяющего? Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Действия проверяющего носят неправомерный характер, так как отсутствие приказа об учётной политике, не является налоговым правонарушением. Выявленное нарушение не является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учёта.

«Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.»

«Статья 15.11. КоАП Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.)

Задача 2.15. Решением арбитражного суда организация признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство. Вправе ли налоговая инспекция в этой ситуации произвести зачет сумм образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в счет имеющейся у организации на день открытия конкурсного производства задолженности по другим налогам в этот же бюджет?

ОТВЕТ: В настоящей ситуации мы имеем дело с ликвидацией хозяйствующего субъекта путём признания его несостоятельным. Нормы НК РФ (Ст. 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации) носит отсылочный характер, поскольку предписывает применять нормы гражданского законодательства.

До момента ликвидации организации, в том числе в порядке банкротства, она признается налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, а, следовательно, правоотношения, возникающие у организации в связи с обязанностью уплачивать налоги, регулируются нормами НК РФ. В то же время гражданским законодательством предусмотрены специальные нормы по уплате обязательных платежей в процессе банкротства.

В соответствии со ст.49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Нормы указанной статьи НК РФ применимы и при ликвидации организации путем банкротства. Действительно, в ст.65 ГК РФ определено, что признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В соответствии с п.2 ст.49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в процессе конкурсного производства среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, к которому относится и Закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Поскольку уплаченные налоги находятся на счетах соответствующих бюджетов, то ситуация возврата этих средств, для удовлетворения интересов кредиторов других очередей невозможна. Данные суммы не могут относиться к суммам входящим в состав конкурсной массы. (ст. 135 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Таким образом, налоговая инспекция в этой ситуации в праве произвести зачет сумм образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в счет имеющейся у организации на день открытия конкурсного производства задолженности по другим налогам в этот же бюджет, независимо от уровня бюджетной системы.

Ст. 78 НК РФ (Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа) не применяется, поскольку речь идёт о специфической правовой ситуации – конкурсном производстве в процессе банкротства.

Задача 2.16. При покупке автомашины у физического лица юридическим лицом (ООО «ЮТА») не был удержан НДФЛ, так как имущество принадлежало продавцу на праве собственности. Возникла ли у ООО «ЮТА» обязанность налогового агента? Обязано ли ООО уведомить налоговую инспекцию о выплаченных суммах физическому лицу?

ОТВЕТ: В рассматриваемой ситуации у ООО «ЮТА» обязанности налогового агента не возникли, так как «…налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации» (ст.24 НК РФ).

Поскольку физическое лицо не состояло в трудовых отношениях с ООО, то ООО по отношению к этому лицу не являлось налоговым агентом и, соответственно, не имело обязанности исчислить и удержать налог. А, в соответствии со ст. 229 НК РФ физическое лицо должно было подать декларацию по итогам налогового периода не позднее 30. 04. года, следующего за годом, когда машина была продана.

В соответствии со ст.208 НК РФ доход от продажи автомобиля будет подпадать под понятие дохода от источников на территории РФ (подпункт 5 п.1 ст. 208 НК РФ.) Эта норма предполагает исполнение налогоплательщиком–физическим лицом обязанностей, предусмотренных ст. 228 НК РФ (Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога). Эта статья напрямую предусматривает обязанность физического лица осуществить исчисление и уплату налога: «Ст. 228. 1. … Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:…

2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности…;».

То есть у ООО «ЮТА» не возникает обязанность налогового агента, предусмотренная подпунктом 1 п. 3 ст.24 НК РФ, поскольку возникает обязанность продекларировать полученную сумму у субъекта, продавшего своё имущество.

Что касается второго вопроса, то ООО уведомит налоговую инспекцию о выплаченных суммах физическому лицу, путём указания в налоговой декларации нового объекта движимого имущества с конкретизацией субъекта у которого автомобиль был приобретён (ф/л).

В соответствии со ст. 357 НК РФ ООО «ЮТА» должно было подать декларацию с указанием нового объекта движимого имущества по итогам налогового периода не позднее 01 февраля года следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст. 363.1 НК РФ).

Необходимо учитывать, что приобретение автомобиля повлечёт его постановку на учёт как движимого имущества ООО «ЮТА» в структурах ГИБДД, а органы ГИБДД МВД РФ, предоставят информацию в территориальные органы ФНС РФ, что повлечёт для ООО налоговые отношения в соответствии с 28 главой НК РФ (Транспортный налог) как нового владельца ТС, а для физического лица – обязанности продавца обязанности по ст. 228.

Рассматриваемые отношения будут иметь место независимо от права гражданина на применение имущественного налогового вычета по ст.220 НК РФ. То есть, если сумма, вырученная от продажи, будет меньше 125 тыс. руб., то все указанные формы отчётности все равно должны будут быть предоставлены в ФНС обоими субъектами.

Задача 2.17. Вправе ли банк расторгнуть договор банковского счета по заявлению организации – клиента в случае приостановления операций по счетам последней по решению налогового органа?

ОТВЕТ: Правовой основой приостановления операций по банковским счетам по решению налогового органа является ст. 76 НК РФ. И эта мера применяется как один из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов.

Правовые основы закрытия банковского счёта определены ст. 859 ГК РФ.

Названные статьи не предусматривают прямого запрета на закрытие счёта. Есть лишь прямое указание п. 6 ст. 76 НК РФ в виде запрета на право открывать новый счёт налогоплательщику.

Действия банка должны не вступать в противоречие с целью обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. Налоговый орган, направивший решение о приостановлении операций по счетам, преследует цель сохранить имеющиеся на счёте средства, для их последующего списания в счёт уплаты налогов. То есть, если на счёте остались деньги, то закрытие счёта, предполагающее перевод средств на другой счёт налогоплательщика, фактически приводит к сокрытию средств. А если денег на счёте нет, то его закрытие не приведёт к какому либо нарушению.

Таким образом, если на счёте организации клиента денег нет, то банк вправе закрыть счёт по заявлению последнего.

Если банк получил решение о приостановлении операций по счетам (п.2 ст. 76 НК РФ), то закрывать счёт он не имеет права. Если счёт будет закрыт, то это следует толковать как налоговое нарушение, предусмотренное ст. 134 гл. 18 НК РФ (Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента).

Также данное решение необходимо трактовать с учётом разъяснений Минфина России (письмо от 01.08.2008 № 03-02-07/1-334); Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; п. 8.5 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»

«Наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений распоряжением денежными средствами на банковском счете при отсутствии на банковском счете денежных средств не препятствует внесению записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов.»

Задача 2.18. ООО «Кузьма» должно ООО «Метелица+» определенную денежную сумму. По договоренности между ними в счет этого долга первая организация обязуется внести за вторую сумму налога на прибыль, подлежащего уплате ООО «Метелица+» в соответствующий бюджет. Инспекция ФНС, в которой на учете как налогоплательщики состоят оба предприятия, против таких действий не возражает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: