Правомерны ли действия налогового органа?

ОТВЕТ: Действия налогового органа правомерны.

Правовой основой привлечения к ответственности является ст.119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ

«1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей»

Ст. 106 предусматривает понятие налогового правонарушения «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, … за которое НК РФ установлена ответственность».

Законом не предусмотрено разделение правонарушений по процессуальному либо материальному признакам. Поэтому даже если непредставление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, то имеет место нарушение процессуального характера, за что и было наложено взыскание.

Задача 7.18.Налогоплательщик в установленный срок представил в налоговый орган налоговую декларацию, самостоятельно исключив из декларации графы, которые не заполняются. По результатам камеральной проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ. Дайте правовую оценку действиям налогового органа. Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ:

Правовой основой разрешения данной ситуации является ст. 80 НК РФ (Налоговая декларация)

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом, налоговая декларация представляется по каждому налогу.

В соответствии с п. 3 указанной статьи «…Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде…» вместе с сопутствующими документами.

Формы, порядок заполнения и порядок представления налоговой декларации и документов на бумажном носителе или в электронном виде определяется Министерством финансов РФ.

Особенности предоставления декларации на бумажном носителе регламентированы конкретно для отдельного налога, группы налогов или налогового режима. Например: Приказы Министерства финансов РФ от 07.02.2006 г. № 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения», от 15.10. 2009 № 104н (12.01.2010) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения», от 22.06.2009 № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения», от 29.12.2007 № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения»

Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 № БГ-3-32/443@ (Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде" (версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML), 5 (на основе XML))

Таким образом, исходя из положений ст.31. НК РФ (Права налоговых органов), в соответствии с которой налоговые органы вправе:… требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами …, можно утверждать, что налогоплательщик не имел права исключать из декларации графы, которые не заполняются. То есть налоговое нарушение имело место.

Но органы ФНС квалифицировали данное нарушение по ст. 119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) которая содержит два возможных состава:

1.Непредставление в установленный срок налоговой декларации, (но не превышающий 180 дней), и

2. Непредставление декларации в течение более 180 дней.

Таким образом, действия органа ФНС носили неправомерный характер.

В данной ситуации налоговый орган должен был не привлекая налогоплательщика к ответственности применить п.8 ст. 31 НК РФ, в соответствии с которым, мог: «… требовать от налогоплательщиков… устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований…».

Данный порядок действий также предусмотрен п.3 ст. 88. (Камеральная налоговая проверка), которая предусматривает, что «….3.Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации…, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.»

Задача 7.19. Инспекция ФНС провела камеральные проверки налоговых деклараций ООО «Долгострой» по налогу на добавленную стоимость за сентябрь и октябрь 2007 года. В результате проверки установлено, что на основании государственных контрактов обществом произведены ремонтно-восстановительные работы на объектах культурного наследия. В спорные периоды ООО применяло льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, о чем указало в представленных уточненных декларациях за названные периоды. В связи с осуществлением работ общество выставило счета-фактуры с выделенными суммами НДС, однако полученные суммы налогов в бюджет не уплатило. Решением от 07.02.2008 обществу доначислены налоги, соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: