Правомерны ли действия налогового органа, возникает ли у налогоплательщиков обязанность уплаты пеней?

Ответ: описываемая ситуация подлежит правовому анализу на основании норм ст.78 НК РФ, при этом надо учитывать, что в результате ошибки фактически образовалось недоимка в тот бюджет, который был предусмотрен правильным КБК. Исходя из этого действия налоговых органов можно трактовать как неправомерные:

Ст. 78 «1.Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет … погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам… Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Правильный порядок действий налоговых органов предусмотрен в пп. 3, 5, 9 указанной статьи.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, … может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам….

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, … подлежащим уплате …производится налоговыми органами самостоятельно. …решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога….
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.
9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Таким образом, налоговый орган был обязан зачесть сумму излишне уплаченного налога, в счёт будущих налоговых платежей по конкретному налогу.

Задача 7.2. Организация-налогоплательщик должна была представить налоговую декларацию 20.05.10 г., а представила её 26.05.10, мотивируя это тем, что главный бухгалтер лежал в больнице до 24.05.10, а руководитель организации в это же время находился в служебной командировке. Допустила ли организация налоговое правонарушение? Если да, то какая ответственность за допущенное правонарушение предусмотрена законодательством?

Ответ: описываемая ситуация регулируется нормами ст.80 и 119 НК РФ. Статья 80. Налоговая декларация. Ч.6 ст. 80 определяет, что «…налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.»

Мотивация задержки болезнью главного бухгалтера и командировкой руководства не является уважительной причиной несвоевременного предоставления налоговой декларации.

Таким образом, организация допустила налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ. (Непредставление налоговой декларации).

Ч.1 ст. 119 «Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.»

Шесть дней задержки считается неполным месяцем со дня установленной даты предоставления налоговой декларации.

В период с 01.09.0-96 по 01.11.09 налоговая инспекция осуществляла выездную налоговую проверку ОАО «КРЕЗ» по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль. По окончании выездной налоговой проверки был написан акт выездной налоговой проверки. Налоговой инспекцией на основании акта выездной налоговой проверки ОАО направлено требование об уплате налога на прибыль, дополнительных платежей, пени и штрафа. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Представленная ситуация характеризует неправомерность действий налоговых органов в силу следующих обстоятельств. Методика работы налоговых органов по окончании выездной проверки предполагает составление справки о проведённой проверке (ст. 89 НК РФ). А составление акта является следующим этапом.

Ст. 100 НК РФ (Оформление результатов выездной налоговой проверки) предполагает следующую последовательность действий).

«1. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.…

5. Акт налоговой проверки в течение 5 дней вручается руководителю организации-налогоплательщика …

6. Налогоплательщик вправе в случае несогласия … в течение 15 дней предоставить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом….»

В соответствии со ст. 101 НК РФ ч.2 «По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение …о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения…»

Таким образом, неправомерность действий налоговых органов носит процессуальный характер.

Задача 7.4. При проведении камеральной проверки на основе налоговой декларации за 2 квартал 2009 г. налоговым органом было отказано в применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по причине того, организацией не велась в установленном порядке книга покупок. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: рассматриваемой ситуации действия налоговых органов хотя и не носят однозначного характера, но могут трактоваться как неправомерные.

Нередко налоговыми органами выдвигаются дополнительные условия для предъявления сумм НДС к вычету, не предусмотренные НК РФ.

Нам необходимо обосновать неправомерность одного из таких требований налоговиков, а именно отказа в праве на вычет вследствие нарушения порядка ведения книги покупок или книги продаж.

Нормы п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ регулируют порядок и условия предъявления сумм НДС к вычету.

Несмотря на запрет расширительного толкования норм НК РФ налоговые органы порой выдвигают так называемые «дополнительные» требования к вычету сумм НДС.

Наиболее типовым нарушением, совершаемым при ведении книги покупок, связано с обязанностями налогоплательщиков регистрировать счета-фактуры в книге покупок и книге продаж, предусмотренной п.3 ст.169 НК РФ.

Порядок ведения книг покупок и книг продаж установлен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, в ред. от 11.05.2006 N 283.

Определив правила, по которым ведутся указанные книги, законодатель не предусмотрел ответственности за нарушение порядка их ведения. Раз наказание не прописано, то даже нарушение установленных Правительством РФ правил, в точном соответствии с конституционным принципом презумпции невиновности (п.3 ст.49 Конституции), не образует вины налогоплательщиков в очевидном правонарушении.

Существует два мнения:

Первое. Налоговые органы и ряд поддержавших их арбитров считают, что нарушение порядка ведения книги покупок и книги продаж (в частности, при отсутствии регистрации счетов-фактур в книге покупок или продаж) неправомерно и влечет отказ в вычете НДС (Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 17.03.2006 № А19-2974/05-33-Ф02-738/06-С1 напрямую указал, что вычет НДС может быть применен только тогда, когда счет-фактура зарегистрирован в книге покупок.)

Второе, з аключается в том, что отказ в предъявлении к вычету НДС на основании нарушений налогоплательщиком установленного порядка ведения книги покупок и книги продаж неправомерен.

Отметим, что большинство окружных арбитражных судов поддержали именно эту позицию (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2004 № А26-1194/03-21, ФАС Московского округа от 09.03.2007 № КА-А40/1515-07, от 26.04.2007 № КА-А40/3063-07, от 24.04.2007 № КА-А40/3036-07, от 14.03.2007 № КА-А40/657-07 и от 23.06.2006 № КА-А40/5372-06, ФАС Уральского округа от 31.01.2007 № Ф09-174/07-С2, ФАС Поволжского округа от 04.05.2007 № А65-24671/06).

Но следует отметить, что, что доказывать правомерность принятия к вычету сумм «входящего» НДС, когда имеются нарушения порядка ведения книги покупок и книги продаж, налогоплательщику придется, в судебном порядке.

При этом не стоит забывать о своем праве внесения изменений в ошибочные записи в книгах покупок и продаж при регистрации в них счетов-фактур (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2007 № Ф08-1803/2007-757А). Данная позиция подтверждена Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.06.2003 № 03-1-09/1708/14-Ф253.

Задача 7.5. 22.02.2010 г. ООО «Рубикон» представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2008 год и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: