Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном, региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.
В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.
Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются:
коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;
взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участие работников и их представителей в управлении организациями;
создание постоянно действующих трехсторонних органов.
Основной целью социального партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.
Важнейшей задачей социального партнерства на данном этапе развития экономики республики является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Одновременно должны решаться другие задачи:
- использование потенциала социального партнерства в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий;
- согласование интересов сторон в решении вопросов оплаты труда, занятости, охраны и безопасности труда, профессионального обучения и других;
- уточнение функций, прав и обязанностей сторон коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров;
- урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе;
- постепенный переход от командно-административного к коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность представителей сторон;
- добровольность принятия обязательств;
- учет реальных возможностей выполнения принимаемых обязательств;
- обязательность исполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
- приоритетность примирительных методов и процедур;
- обязательность проведения консультаций сторон в ходе сотрудничества по основным вопросам социальной и трудовой политики;
- отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
- взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации;
- принятие решений и осуществление действий в рамках согласованных правил и процедур.