Система социальной защиты населения: механизм и основные направления, структурные элементы

От того, в какой стране живет человек, как он может себя реализовать и как о нем заботится государство, зависит будущее его и его детей. В любой ситуации, тем более в кризисной, каждый человек воспринимает мир через призму собственного бытия (социального положения, заработка, образования, потенциальных возможностей реализации себя как личности и т.д.).

Социальную защиту следует понимать как определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами – детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными и неполными семьями, молодежью.

Сегодня система социальной защиты населения охватывает все социально-демографические группы населения, обеспечивает социальные гарантии трудоспособным членам общества (медицинское обслуживание, образование, мероприятия в сфере занятости) и содержит меры социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения.

Согласно энциклопедическому словарю – социальная защита – это неотъемлемая часть социальной политики, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека, удовлетворение его социальных потребностей. К социальной защите относятся меры по преодолению безработицы, установлению минимального уровня оплаты труда, пенсии и стипендии, введению пособий на детей, поддержке многодетных семей (установлено, что существует зависимость: чем больше число детей в семье, тем меньше доходы этой семьи; эта зависимость проявляет себя и в Беларуси).

Социальная защита осуществляется в организационно-правовых формах. Основными компонентами социальной политики выступают:

– социальное страхование;

– социальная помощь.

Социальное страхование является доминирующим в развитых странах. Оно основано на уплате страховых взносов. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, работодателей, а также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

Под социальной помощью понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения независимо от уплаты страховых взносов.

С точки зрения воздействия на объекты меры социальной политики реализуются в активной и пассивной форме.

Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения. Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест, переобучение новым профессиям, организация самостоятельной занятости населения. К активным формам относятся также меры по социальной реабилитаций инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей, в том числе – создание специализированных центров медицинской и профессиональ­ной реабилитации, специальных учебных заведений, рабочих мест для людей с ограниченной трудоспособностью, отклонениями в психофизическом развитии.

Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых групп населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий, оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным.

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы:

Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые разделенных началах предпринимателями и наемными работниками, собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Ответственность за финансовое состояние и сохранность средств несут правления касс. При этом предполагается, что они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для семей с недостаточными возможностями трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы, или благотворительность.

Вторая система, которая называется «бевериджской» (Beveridge), исходит из того, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет право на минимальную защищенность от заболеваний, старости или других причин сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы обязательного страхования по болезни (примеч. Как в Беларуси), а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии», в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.

Социальная защита возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности населения.

Структурная составляющая социальной политики - политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

- Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

- Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

- Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

- Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

- Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Основных принципы:

- Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

- Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

- Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

- Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

- Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.

- Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего, широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.

- Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

- Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

- Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

- Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как социальная защита населения. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы: - субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения; а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники); - формы и виды социальной защиты граждан; - механизмы социальной защиты населения; - органы социальной защиты населения.

2. Социальная поддержка отдельных групп населения

Задача перехода к более эффективной социальной политике стала решаться путем выработки новых механизмов, более рационального использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, прежде всего, на основе введения государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, упорядочения системы социальных льгот, гарантий, компенсаций, постепенной отмены субсидий, усиления экономической ответственности членов общества за результаты их труда.

Новая модель строилась на принципе направления социальных трансферов на удовлетворение нужд нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, а трудоспособным предусматривалась возможность своим трудом и предприимчивостью обеспечить личное и семейное благосостояние.

Была определена программа реформирования социальной политики, перехода ее на новые принципы реализации. К числу основных задач, которые необходимо было решить, относятся:

• перенос акцента с наращивания государственных инвестиций в социальную сферу на их рациональное использование;

• дифференциация социальной политики государства в отношении различных групп населения;

• выделение категорий домашних хозяйств, получающих специальную помощь в зависимости от нуждаемости;

• переход от уравнительного предоставления помощи к строго адресному в пользу наиболее нуждающихся по объективным причинам домохозяйств;

• определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между различными организациями и органами государственного управления.

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №239-З "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”», Указа Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи» и т.д.

3. Социальное страхование: принципы реализации и проблемы финансирования.

Социальное страхование – это организационно-экономический механизм, призванный смягчить или ликвидировать негативное влияние социальных рисков в жизни человека путем солидарного возмещения утраченных доходов и трудоспособности. Современная рыночная экономика создала адекватную систему социальной защиты населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, доходов и т. п.

Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Важнейшими видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) инвалидность;

4) наступление старости;

5) признание безработным;

6) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

7) материнство;

8) смерть застрахованного лица, нетрудоспособных членов его семьи и др.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения: оплата медицинских расходов; пенсии; пособия: по безработице, на погребение, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и др. В социальное страхование представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы и др. Размеры получаемых при этом средств зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются действующим законодательством.

Посредством социального страхования общество решает следующие задачи:

1. Формирует внебюджетные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе.

2. Обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов.

3. Сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Указ Президента Республики Беларусь 16.01.2009 N 40 ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

обязательных страховых взносов;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

ассигнований из республиканского бюджета;

доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

других поступлений.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее - взносы);

финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;

в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

9. Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

выплату профессиональных пенсий;

выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

10. Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В системе социального страхования решающее место принадлежит денежным выплатам, которые осуществляются в виде пенсий, пособий и льготных благ.

Экономические факторы включают установленное соотношение заработной платы и пенсионного обеспечения, его минимальный уровень, использование элементов стимулирования в виде надбавок за сверхнормативный трудовой стаж и т. д.

К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в сфере пенсионного страхования и обеспечения.

4.Пенсионное обеспечение.

Пенсионная система — это совокупность создаваемых правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

В настоящее время страны ОЭСР тратят на пенсии в среднем 9% ВВП. Данные заметно различаются по странам. Например, в Австрии расходы на государственные пенсии составляют около 18% ВВП, в Италии — 20, во Франции — 17, а в США — 6,5, Японии — 5 и Канаде — 4,5% ВВП. Согласно расчетам экспертов ОЭСР, расходы на пенсии в первые десятилетия XXI в. повысятся до 14 — 20 % ВВП в Японии и превысят 20 % во многих странах.

В развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы. Типичная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на страховых взносах, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. Специалисты отмечают ряд присущих ей негативных моментов. К ним относят, в частности, элементы уравнительности, усиление социального иждивенчества, ослабление склонности к сбережениям. При анализе недостатков распределительной схемы отмечается также, что монопольное положение государственной пенсионной системы позволяет правительствам маневрировать условиями выплаты и величиной пенсий, не давая пенсионерам возможности выбора.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. Это главным образом находящиеся в частном управлении пенсионные фонды, создаваемые работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких планов предусматриваются налоговые скидки, и в основном они регулируются правительством. Это по существу уже накопительные системы, поскольку взносы капитализируются, а величина пособия зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. В Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40 % работающих охвачены дополнительным пенсионным страхованием по месту работы.

Третьим элементом пенсионных систем в развитых странах являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы; работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Оценки величины аккумулированных средств частных пенсионных фондов значительно различаются по странам, варьируя от более 70% ВВП в Нидерландах и Великобритании до менее % в Германии и Франции.

Все пенсионные системы развитых стран представляют собой сочетание названных трех схем в различных пропорциях.

Такие страны, как Австрия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания и США, имеют системы социального обеспечения, которые позволяют формировать пенсии и пособия с достаточно высокими уровнями возмещения. Так, в Великобритании, в Канаде и США средний уровень возмещения дохода по обязательной и добровольной системам пенсионного страхования составляет 45 — 55 %. При этом уровень возмещения ниже для высокооплачиваемых работников и выше для низкооплачиваемых работников. В этих странах важную роль играют добровольные профессиональные пенсии.

В Германии, Люксембурге, Финляндии, Франции и Норвегии уровень возмещения находится между 50 и 75% от заработной платы. Португалия и Испания имеют еще более щедрые обязательные пенсионные системы с уровнем возмещения, превышающим 75%. Австрия, Исландия и Италия имеют уровни, близкие или превышающие 90%.

В Финляндии, Исландии, Норвегии и во Франции уровень возмещения для пенсионера с супругой на иждивении выше, чем для одинокого лица.

Считается, что государство должно отвечать за социальные риски «неотвратимой силы» (форс-мажорные обстоятельства для граждан оказаться в зоне бедности — инвалиды детства, ранние формы инвалидности, длительная безработица, низкий доход в семьях с детьми) на уровне прожиточного минимума.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальные гарантии.

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту; детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – в размере 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 процентов; инвалидам с детства II группы – 75 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 процентов; инвалидам III группы – 55 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 процентов, второй – 65 процентов, третьей – 75 процентов, четвертой – 85 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

1. в связи с ростом средней заработной платы;

2. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

Одновременно с таким повышением перерассчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: