Два друга мотыжили землю. Вдруг мотыга одного из них ударилась обо что-то твердое. Он поднял кусок золота и отбросил его, как простую черепицу.
Два друга сидели в саду на циновках и читали книги. Вдруг мимо проехала повозка знатного вельможи. Один из них поднялся и посмотрел ей вслед. Тогда другой отодвинул свою циновку в сторону и сказал:
Вы мне больше не друг!
У них не было расхождения во взглядах на золото, на богатство. Они знали более высокие ценности. А вот что касается славы и положения в обществе, тут они расходились. Тот, кто отодвинул циновку, не стал дожидаться года, дня и часа, когда друг, не выдержав испытания славой, предаст его.
Лучше разойтись сейчас.
Пища уже начала портиться. Есть ее уже не хочется, а выбрасывать еще жалко. Подождем, когда окончательно испортится и не жалко будет выбрасывать? Это ли самая лучшая стратегия?
Вот почему ни взгляд, ни улыбка, ни шутка, ни слово не могут проходить бесследно.
Можно назвать это чрезмерно высокими требованиями друг к другу. А можно сказать, что велика радость соответствия таким высоким требованиям. Радость, даруемая не каждому. Радость сильных чувств, рожденных чистыми красками.
И я рад за тебя, читатель, если жизнь подарила тебе понимание чистых цветов. Если же нет — не твоя вина. Вообще же эта книга много добрее, чем кажется на первый взгляд.
Говори о том, что есть
– Если я вас правильно понимаю, вы мне сейчас пытаетесь предложить взятку?
– Простите, вы что — пытаетесь за мною ухаживать?
– Похоже, между нами возникла легкая конфронтация и соотношение двое против троих, причем как раз третий не тверд в своей позиции?
Люди, которые произносят такие фразы, резко поворачивают течение разговора в иную сторону, иногда вызывая известную неловкость. Умение сказать, что происходит на самом деле в этот момент и между этими людьми, найти веские и обезоруживающие слова — сильный ход.
Надо уметь это делать. И не только это.
Надо уметь задавать такие вопросы не только другим, но и самому себе. Но и этого недостаточно.
Надо в любой момент времени пребывать в таком состоянии, чтобы любой вопрос такого рода был неуместен — он не откроет ничего нового.
Это и есть прямота.
Прямота проникает через броню, защищающую самолюбие человека, не нанося ему вреда, но делая его чище, честнее, откровеннее и великодушнее.