double arrow

Урок как основная форма обучения в современной школе

Формы учебных занятий подразделяются на основные и дополнительные. В школе основной формой обучения является урок, в вузе - лекция и семинар.

Урок – основная структурная единица учебного процесса в современной школе. Он характеризуется следующими признаками:

а) постоянным составом педагогов, работающих с данным классом;

б) предметной системой обучения (на уроке изучается определённый учебный предмет);

в) относительной структурной завершённостью (урок представляет собой законченный отрезок преподавания и учения, в его структуре легко выделяются начало и конец).

К современному уроку предъявляется много требований. К общим требованиям относятся:

- реализация на каждом уроке основных функций обучения: образовательной, воспитательной, развивающей;

- использование на уроке новейших достижений науки и передовой педагогической практики;

- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

- реализация на уроке принципов обучения в их оптимальном соотношении;

- мотивация и активизация всех сфер личности учащихся;

- связь изучаемого материала с ранее изученным, опора на данный уровень развития учеников;

- установление на уроке межпредметных связей;

- обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей, потребностей, способностей;

- логичность всех этапов урока и эмоциональность;

- эффективное использование материальных и материализованных средств обучения;

- связь учебного материала и работы на уроке с жизнью, с личным опытом учащихся, с производственной деятельностью;

- формирование у детей умения учиться, обучение их рациональным приёмам мышления и деятельности;

- формирование у детей потребности постоянно пополнять объём знаний, овладевать новыми умениями и навыками; формирование потребности в саморазвитии;

- диагностика, прогнозирование, тщательное планирование урока.

Одним из общих требований к уроку является наличие триединой дидактической цели (ТДЦ), включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи, соотносимые с основными функциями обучения.

Реализация всех трёх функций обучения на каждом уроке достигается при соблюдении комплекса требований, отражающих образовательную, воспитательную и развивающую функции.

К образовательным требованиям относятся:

- чёткое определение образовательных задач каждого урока;

- рациональный отбор информации для урока, оптимизация содержания образования с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся;

- рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения;

- творческий подход к планированию структуры урока;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения;

- обеспечение на уроке обратной связи, контроля усвоения учебного материала, педагогического управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- использование новых достижений педагогической науки и новых образовательных технологий.

В число воспитательных требований к уроку входят:

- определение воспитательных возможностей учебного материала и организации деятельности учащихся;

- постановка воспитательных задач, реально достижимых, логично вытекающих из целей и содержания данного урока;

- формирование жизненно необходимых качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, самостоятельности, коллективизма, настойчивости и др.;

- внимательное и чуткое отношение к ученикам, педагогический такт, сотрудничество с учениками и заинтересованность в их успехе.

Развивающие требования включают в себя:

- формирование и развитие у учеников положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, активности и творческой инициативы;

- развитие внимания, памяти, мышления, чувств и эмоций;

- изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся, стимулирование новых качественных изменений в их развитии.

Кроме общих требований к уроку, есть психологические, организационные, управленческие, санитарно-гигиенические и другие требования.

Каждый урок занимает определённое место в системе обучения данному предмету в данном классе по данному варианту учебного плана. Иными словами, ценность отдельно взятого урока в учебном процессе относительно невелика, если он «вырван» из общей системы учебных занятий. Усвоение урочного материала происходит не только на уроке, но и в процессе домашней работы ученика, а также при закреплении и обобщении на последующих занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: