double arrow

Методов управления. Теория и практика управления организацией деятельности позволяют выделить следующие основные условия эффективного использования методов управления


Теория и практика управления организацией деятельности позволяют выделить следующие основные условия эффективного использования методов управления.

1. Соответствие метода реализуемой функции управления. Методы работы руководителя в значительной мере зависимы от реализуемой им функции управления. На разных этапах управленческого цикла, при осуществлении различных функций управления характерен свой набор методов, иногда довольно специфичных. Так, методы моделирования весьма эффективны на этапе анализа и оценки деловой обстановки, в процессе выработки управленческого решения, однако они будет выглядеть неуместным при реализации функции контроля. Метод убеждения широко используется в процессе мотивации персонала, вместе с тем весьма сомнительна его применимость на этапе анализа.

2. Обоснованность выбора метода управления. Суть этого требования имеет следующие важнейшие аспекты. Во первых, необходимо добиваться решения задач управления с использованием наиболее действенных, применительно к конкретной управленческой ситуации, средств управляющего воздействия и способов их реализации.

Во вторых, следует учитывать, а в конкретных ситуациях и определять, временные рамки использования того или иного метода управления. Дело в том, что любой способ управляющего воздействия даст наилучший результат в том случае, если назрела объективная необходимость и имеется объективная возможность его применения. В некоторых, например, чрезвычайных ситуация, требующих быстрого реагирования и принятия решения, подготовка обширной информационной базы и использование математических методов его обоснования вряд ли будет уместным.

В третьих, из психологии известно, что управляющее воздействие будет сильнее, а его восприятие более полным, если оно совпадет по времени и содержанию с имеющимися у трудового коллектива и у конкретного работника ожиданиями такого воздействия.

3. Соответствия применяемых методов принципам, отражающим объективные закономерности управления и сферы деятельности организации.

4. Обеспечение соответствия применяемых методов управления этическим нормам. Соблюдение этого условия создает необходимые предпосылки соблюдения преемственности и традиций управления, является непременным условием гармонизации организационных отношений участников управленческой деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает устойчивость организационной структуры данной системы управления, высокую степень ее приспособляемости (адаптации) к окружающей среде. Так, в организациях любого типа не вполне этичным выглядит использование метода критики руководителем в отношении старшего по возрасту подчиненного в присутствии других работников.




5. Дифференцированный подход к выбору методов управления. Необходимо не упускать из виду, что каждый объект управления, будь то отдельный работник или коллектив, требует особого подхода. Индивидуальный подход к объекта управления предполагает максимально полный учёт всей гаммы присущих ему качеств и свойств. Сюда относятся индивидуальные физические и психологические особенности работника (возраст, характер, темперамент, способности и т.п.), а также целый ряд других характеристик, таких, как его социальный статус в коллективе, идеалы и ценностные ориентации, мотивы поведения и т.д.

Свои особенности есть и у каждого трудового коллектива (стадия формирования, поло-возрастной состав, степень сплоченности, образование, уровень организационной, технологической культуры и т.д.). В организациях с высоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются преимущественно методы убеждения, неформального воздействия, методы положительного стимулирования. В противоположность этому, в организациях с невысоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются, главным образом, административные методы, методы принуждения, прямого, формального воздействия, а также методы отрицательного стимулирования.

Выбор метода управления во многом определяется, конечно, и индивидуальными особенностями руководителя.

6. Комплексный подход к использованию методов управления. Каждому методу управления, объективно заключающему в себе определенный потенциал воздействия, присущи, тем не менее, и объективные ограничения, недостатки, которые нельзя не учитывать в процессе управления. Чрезмерное увлечение использованием какой-то одной группы методов ведет к дисгармонии управленческого процесса. хаотичное применение то одних, то других методов лихорадят его, делают малоэффективным. И лишь комплексное, системное использование методов управления позволяет обеспечить всестороннее воздействие на интеллектуальные, психические и физические возможности работников, расширяет возможности управленческого воздействия тех или иных методов, усиливая положительные стороны одних и ослабляя недостатки других.



7. Учет воспитательного воздействия методов управления. Воспитание – это питание восприятия человека информацией. Применение любого из методов – административного, экономического, психологического, социального имеет информационный аспект. Он проявляется в том, что информация, касающаяся конкретных управленческих ситуаций и способов их разрешения, применения методов управления в организации, всегда доходит до персонала организации. Подобного рода информация уточняет представления работников о возможном и должном в данной организации. Таким образом, методы управления, независимо от их вида, формы использования, характера отражения в нормативно-правовых документах организации, выполняют воспитательную роль. Данное обстоятельство необходимо учитывать при выборе наиболее рационального в сложившейся ситуации метода управления. Это особенно важно и актуально в современных условиях, когда происходят становление новой политической системы, формирование нового экономического уклада, утверждаются порядки и правила, по которым обществу предстоит жить и развиваться дальше.

Приведенный перечень требований и условий эффективности использования методов управления носит ориентировочный характер и не является полным и исчерпывающим. В конкретной организации, в определенных условиях и ситуациях он может быть несколько видоизменен и дополнен.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: