Теория предмета 9 страница

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разработали диалектико-материалистическую концепцию общества, впервые распространив материализм на объяснение самой сложной формы движения материи – социальной. В соответствии с данной концепцией все компоненты общества, образующие противоречивое диалектическое единство, определяются материальными, производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т.е. экономическую основу общества. Тип общества, формирующийся на общей экономической основе и обладающий особым отличительным характером, К.Маркс определял как общественно-экономическую формацию. Смену общественно-экономических формаций он рассматривал как закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений. Согласно марксистской концепции, история является процессом порождения коммунизма – общества всеобщего равенства, где общественные богатства польются полным потоком и осуществится принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». К.Маркс считал, что новое общество, как и все предшествующие формации, не возникает автоматически, а является результатом классовой борьбы и ее высшей формы – социальной революции. Марксизм рассматривает историю общества в первую очередь как историю борьбы классов.

Во второй половине XIX – начале XX века наряду с историческим материализмом, возникают ряд новых социально-философских концепций. Так, формируется психологическое направление, представители которого Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), Карл Густав Юнг (1875 – 1961), Эрих Фромм (1900 – 1980) и другие искали объяснение сложных социальных процессов в психологии отдельного человека и больших социальных групп. Центральным в психологической трактовке культуры З.Фрейда является понятие сублимации, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности, установившимися в данном обществе. Разрабатывая целостную концепцию личности, Э.Фромм стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по мнению Фромма, социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху, который подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Различные формы социальной патологии в обществе он связывал с отчуждением.

В XIX веке оформилась теория культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов ввел в социально-философскую мысль Н.Я.Данилевский (1822 – 1885). По мнению Н.Я.Данилевского, культурно-исторические типы, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Идеи Данилевского получили дальнейшее развитие в концепциях Освальда Шпенглера (1880 – 1936), Арнольда Тойнби (1889 – 1975) и Питирима Сорокина (1889 – 1968). По мнению О.Шпенглера, единой мировой культуры нет и не может быть. В мировой истории он выделяет 8 культур: античную, вавилонскую, египетскую, индийскую, китайскую, магическую (арабскую), европейскую и культуру майя. Шпенглер считал культуру своего рода живым организмом, для которого характерен подъем и упадок, рост и увядание. Каждая культура, умирая, перерождается в цивилизацию. А.Тойнби стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно его концепции, иногда умирающая цивилизация дает рост новой, родственной цивилизации. В концепции А.Тойнби, в отличие от О.Шпенглера, цивилизации менее жестко противопоставляются друг другу. П.Сорокин рассматривал общество как интегральное целое, создаваемое взаимоотношениями людей и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) рассматривал общество в качестве автономной сферы бытия, которая развивается по своим собственным законам. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Согласно его концепции, общество представляет собой реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Дюркгейм отмечал тесную связь личности и общества, деградация которого неминуемо влечет за собой деградацию личности.

В XX веке продолжалось развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. В работах А.Чижевского и Л.Гумилева общество рассматривалось как естественное продолжение природных и космических закономерностей.

Общество как продукт рационализации в концепции М.Вебера. Для того, чтобы разобраться в накопленном эмпирическом материале и объяснить мировую историю, Макс Вебер (1864 – 1920) разрабатывает концепцию идеальных типов, представляющих собой своеобразные схемы, модели для приемлемого и удобного отражения различных периодов истории человеческой цивилизации. Условно разделяя всю историю на три больших периода: традиционный, феодальный и капиталистический, он считает, что общим для них является наличие господства одних людей над другими, а вот формы господства и причины их порождающие были различны. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. В античном обществе отношения между господином и подчиненным определялись не экономическими или административными принципами, а чувством традиционного долга, преданности подчиненных своему господину. Харизматическая форма господства полностью обусловлена личными достоинствами правителя, которые в глазах его окружения и подчиненных могут выглядеть сверхъестественными. Харизматическое правление, по своей сути, иррационально, так как не регламентируется какими-либо правилами и оно существует до тех пор, пока правитель пользуется популярностью и доверием у народа. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход. Его суть заключается в том, что решения, принимаемые властью, носят обдуманный характер и, что особенно важно, в качестве таковых они воспринимаются другими людьми. Члены общества признают за государственной властью законное право на принятие тех или иных решений, а себя считают обязанными их выполнять.

Таким образом, понимание общества предполагает учет и критическое переосмысление прошлого и настоящего в соответствии с реалиями современной истории.

Тема 16. Общество как развивающаяся система

Основные концепции социогенеза. О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют об их возникновении, развитии, сложном и драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет.

Так, согласно креационистской концепции, бог сотворил мир из ничего. Суть религиозных концепций общества – в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

Попытки научного описания происхождения общества были предприняты в рамках марксистской орудийно-трудовой теории, в соответствии с которой труд, а затем и членораздельная речь создали человека.

Социальному дарвинизму было свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

В соответствии с концепцией игровой культуры Йозефа Хейзинги игра и игровая деятельность составляют фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека и общество.

Эрнст Кассирер (1875 – 1945) выдвинул символическую концепцию происхождения человека и его культуры.В соответствии с данной концепцией, человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им. В свою очередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Безусловно, возникновение общества совпадает с возникновением человека. Ученые предполагают, что человек возник в результате длительной эволюции от обезьян австралопитекового типа. Эволюция, насчитывающая миллионы лет, завершилась возникновением человекообразных существ – гоминид. Развитие гоминид осуществлялось одновременно по нескольким направлениям: неандертальцы, синантропы, питекантропы. Наиболее развитые представители гоминид получили наименование «пресапиенсы». Для добывания пищи, оборудования жилища, изготовления одежды в основном из шкур животных пресапиенсы пользовались грубо обработанными каменными орудиями, изделиями из дерева, кости, раковин. Использование огня и приготовление некоторой части пищи на костре заметно отличало их от животных. Они умели рисовать, что свидетельствовало о развитой системе коммуникации, а также владели звуковой речью, хотя и не очень членораздельной.

Важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество вероятнее всего было формирование способности фиксировать в знаковой системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Этнографические данные показывают огромное значение игры как формы передачи опыта и формирования навыков совместной деятельности. Закреплению норм общения и поведения способствовали мифологические и первые религиозные представления и система табу, нарушение которых строго каралось. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормы повседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями.

Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики – науки о закономерностях самоорганизации сложных систем. Синергетика объясняет социальную динамику в понятиях «самоорганизации», «нелинейности», «открытости», «хаоса». Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обуславливает генезис общества. Синергетика формирует представление о роли хаоса как конструктивного начала эволюции общества, фактора образования сложных социальных структур. Хаос создает предпосылки возникновения новых связей разных уровней общественной организации. Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее сложные структурные образования в природе и обществе. Под хаосом можно понимать и множество разнонаправленных действий личностей, деятельность которых в совокупности обуславливает содержание и направленность общественных процессов.

Типы социальных структур. Человеческое общество представляет собой не механическую сумму индивидов, а определенную систему. В основе ее развития лежит способ производства материальных благ. Люди воспроизводят средства к жизни не в одиночку, а сообща, образуя конкретные общности, различные группы и коллективы. В структуре общества выделяют такие социально-этнические общности людей, как род, племя, семья, народность, нация.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в постоянном движении, развитии, обусловленном необходимостью добывания, производства средств жизни. Так, если в первобытном обществе средствами существования являлись примитивные орудия труда, исключавшие получение прибавочного продукта, то и социальная организация людей была простейшей, а именно – родовой организацией. Род – кровнородственное объединение людей, являвшееся основной социальной, производительной и этнической ячейкой первобытного общества.

С развитием общественного производства и расширением общественных связей происходит объединение нескольких родов в плем я, а затем в союзы племен. Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризуют народность и нацию. Однако между ними имеются существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка. Важнейшим объединяющим началом выступает территория проживания племен, составляющих народность.

Нация (от лат. «natio» – племя, народ) – исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультурная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета. Это динамическая общность людей, главное отличие которой от народности и других общностей состоит в обретении ею политической и государственной самостоятельности. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык; общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание.

Кроме социально-этнических факторов при структурировании общества выделяют демографические факторы.

Центральной категорией в осмыслении демографической структуры общества является понятие «народонаселение». Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Население – предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов роста, половозрастной структуры, здоровья, миграционной подвижности зависит общественный прогресс. Проблемы народонаселения неразрывно связаны со всеми компонентами социального организма. Ускорение темпов экономического роста в значительной мере зависит от общей численности населения и качества работников. В связи с усложнением производства повышаются требования к здоровью работающих, так как именно оно определяет генофонд нации.

Таким образом, демографические характеристики влияют на облик общества в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие, или вызывая его деградацию. Так, при снижении численности населения до критического минимума общество уже не способно воспроизвести социальные отношения во всей их полноте.

В социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру общества. Например, в доколониальной Индии одновременно существовали сословия и касты – замкнутые группы людей, связанные единством наследственной профессии. Характерно, что имущественное положение привилегированных каст поддерживалось государством.

Среди больших групп в социальной структуре выделяют классы. Главный признак класса – экономический, так именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления. Известно, что в основе деления общества на классы лежит принцип разделения труда. В первобытном обществе в результате разделения общественного труда, роста производительных сил стало возможным получение прибавочного продукта, который присваивала родовая знать. Появилась частная собственность, а вместе с ней возникли и классы, отношения господства и порабощения.

Вопрос о классах и сегодня остается предметом споров и дискуссий. Одни исследователи утверждают, что классы исчезают уже в условиях капитализма, другие пытаются доказать, что классовая борьба – это естественное состояние общества, которое будет существовать вечно. Третьи отрицают существование классов, отмечая, что общество состоит из слоев, страт.

Социальная структура общества не исчерпывается его классовой структурой. Стратификационная структура общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нем определенных групп людей.

Сложный характер развития общества определяется его структурой. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности, в результате которой складываются различные сферы жизни общества. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества: решаются проблемы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Социальные отношения реализуются прежде всего через социальные качества личностей, которые в процессе своей деятельности интегрируют различные стороны общественных отношений. Политическая сфера жизни общества является сферой отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта. Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает ряд вопросов: Что движет им? Как конкретно могут быть представлены субъекты этого развития? Чьей деятельностью определяется развитие общества в целом?

В научной литературе движущие силы развития общества понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории. Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов.

Под объективными факторами развития общества обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности. Это в первую очередь природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства. Развитие общества является естественноисторическим процессом, который совершается по объективным законам. Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. В обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах его развития как бы воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа.

В связи с вычленением деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни раскрывается проблематика движущих сил общества. Поскольку все в обществе осуществляется в деятельности людей, постольку поле проявления движущих сил универсально.

В научной литературе движущие силы общества часто связывают с определенной направленностью, с прогрессивными преобразованиями общества. Такой подход является односторонним, так как всякая деятельность людей есть движущая сила. И она является таковой не потому, что она прогрессивна либо реакционна, стихийна либо сознательна, а потому, что она именно человеческая общественная деятельность.

Субъективные факторы развития общества представляют собой сознательную, целенаправленную деятельность людей. В истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. В большинстве случаев поставленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей. Однако это не означает того, что люди не воздействуют на ход истории.

Говоря о субъективном факторе, под которым понимается деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий в истории, необходимо указать на самую существенную особенность социального действия. Она состоит в адаптивно-адаптирущем характере деятельности человека, с помощью которой он активно изменяет среду в соответствии со своими целями и потребностями, образуя «вторую природу», мир культуры. Эта искусственная среда обитания характеризует любую из историко-культурных форм, а ее создание является итогом творческого развития орудийного характера деятельности. В свою очередь орудийная деятельность стимулирует становление и развитие сознания, придает ему целенаправленный характер в отличие от генетически определенной животной целесообразности. На этой основе формируется субъективность человека: она возможна только в процессе совместной, коллективной деятельности, когда появляются солидарность и альтруистическое поведение, которое у животных имеется только в виде предпосылки.

Социальный субъект – это носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющей ему воздействовать на объект деятельности.

В качестве одного из социальных субъектов, основной движущей силы истории выступает народ. Понятие «народ» часто употребляется в смысле населения данной страны или в значении нации. Народ – это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей, а также одиноких индивидуумов. Если взять функциональный срез, то народ – те слои и классы, которые создают материальные, а также духовные ценности. Народ является творцом и хранителем культурных ценностей, созданных всей историей общества. Величайшее творение народа – язык, без которого общество не могло бы существовать.

Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обуславливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.

В отдельные моменты истории в качестве субъекта социальной динамики может выступать толпа. Толпа – это случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом. Она представляет собой простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства. С позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. Поведение толпы подвержено сильному воздействию лидера, в качестве которого выступает человек, быстрее и лучше других уловивший настроение толпы или способный возбудить в ней желаемый им настрой. Стихия толпы всегда в конечном счете кончается поражением, выявляя ограниченность и неудачу духа: в психологии толпы нет собственного творческого преодоления стихии.

Роль личности в истории. Решающая роль народных масс, классов в истории не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие ее на историческую сцену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в ее силах. Историческую личность в общей форме можно определить как личность, вознесенную силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей.

Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий.

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, – чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится. Зачастую в силу исторических условий весьма важную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Вместе с тем детерминированный характер и событий, и поведения личности оставляет большой простор для выявления ее индивидуальных особенностей. Своей проницательностью, организационными дарованиями и оперативностью личность может помочь избежать, например, в войне лишних жертв.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они ни были.

Огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, творившие и творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства и религиозной мысли. В духовном творчестве колоссальную роль играют личные дарования, талант и гениальность. Чем одареннее, чем талантливее, чем гениальнее человек, тем больше творчества вносит он в свой труд. Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей.

Большую роль в мировой истории играют харизматические личности. Харизматической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности неоднозначна. И.Кант, например, отрицал харизму, т.е. человеческое величие с позиций христианской морали. А Ф.Ницше считал появление героя необходимым и даже неизбежным.

Таким образом, при любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От личности руководителя зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства.

Философия культуры. Понятие культуры. Если сравнить определения культуры, которых насчитывается более 500, то можно обнаружить существенные различия между ними. Явление культуры многогранно, оно охватывает все сферы жизни личности и общества. Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия.

Слово «культура» появилось свыше 2-х тысяч лет назад и этимологически означало «обрабатывать», «возделывать». Первоначально оно применялось лишь как агротехнический термин «обработка, культивирование почвы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: