Теория предмета 10 страница

Цицерон впервые применил слово «культура» применительно к воздействию на человеческий ум. В Древнем Риме понятие «culturа» противопоставлялось другому понятию – «natura», т.е. природа. Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина «культура», исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком.

С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экомические отношения, сферу духовного развития, быт. С другой стороны, такой подход к объяснению понятия «культура» может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным понятием – «общество». Данные понятия близки по содержании, однако не тождественны.

Культура в отличие от общества, не включает в себя биологические и демографические элементы.

В настоящее время в культурологической литературе принято выделять конкретные аспекты культуры как общественного явления: генетический, гносеологический, аксеологический, гуманистический, нормативный и социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развите самого человека, его духовных, творческих способностей. В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта, а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

Культура не существует вне человека. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличаются друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру.

Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Таким образом, культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Термин «цивилизация» (от лат. Civilis – гражданский, государственный) используется в различных смыслах. Во-первых, как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. В такой интерпретации термин «цивилизация» служит для противопоставления собственно социальной формы организации жизни общества кровнородственным, естественно сложившимся формам. В современной литературе термин «цивилизация» сохраняет свой первоначальный смысл как противопоставление варварству. Во-вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация»). В-третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь). В-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Развитие общества в этом случае характеризуется понятиями «цивилизованность», «низшая ступень развития цивилизации», «промежуточные стадии цивилизации». Однако названное понимание цивилизации не является достаточным, поскольку отсутствует критерий, позволяющий определить степень ее развития.

Важный вклад в понимание сущности цивилизации был внесен этнографами в XIX – XX вв. Э.Тэйлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая, что оба эти понятия обозначают весь комплекс знаний, верований, морально-этических концепций, юридических установлений, практических навыков, приобретаемых людьми в ходе истории.

Однако между цивилизацией и культурой имеются различия. И.Кант одним из первых заметил эти различия. По мнению И.Канта, цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни. Культуру он связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

О.Шпенглер абсолютизировал различие, определив цивилизацию как момент в развитии культуры. В его концепции, а также в концепциях П.Сорокина и А.Тойнби цивилизация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих органически-жизненное начало, сконцентрированное в культуре.

Н.А.Бердяев предполагал, что цивилизация первичнее и старее культуры. Под цивилизацией он понимал всякий социализирующий процесс. Различие между культурой и цивилизацией Бердяев видел в том, что цивилизация является социально-коллективным процессом, а культура – процессом индивидуальным, идущим вглубь. По его мнению, цивилизация означает большую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и духом.

Таким образом, одни исследователи выделяют в истории общества этапы цивилизации и этапы культуры, другие полагают, что культура и цивилизация возникают и существуют одновременно. Одни авторы отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие – нет. В многообразии мнений общим является почти единодушное признание значимости цивилизации как формы, синтезирующей все многообразие общественных отношений и институтов в некое качественно определенное образование. Если признать, что цивилизация – результат возникновения классового общества и государства, ее возникновение объективно связано с давлением государственных и религиозных институтов на всю общественную жизнь, в том числе на культуру.

Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. И культура, и цивилизация имеют нормативную природу. Различие между ними состоит в том, что цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Как один из элементов цивилизации культура соответствует ее, но как элемент, способный к самостоятельному развитию, она может вступать в противоречие с цивилизацией. Данное противоречие является источником развития и культуры, и цивилизации, а их тождество означает застой и гибель. Тождество теоретически возможно лишь как полное подавление цивилизацией культуры.

Цивилизация создает общие предпосылки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура является конкретным воплощением этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает английскую, немецкую, французскую и др. культуры.

Цивилизация является носителем социальной статики, самоподдерживающейся неизменностью общества. Культура – носитель социальной динамики, она формирует и одновременно формируется сама творческим меньшинством личностей.

Цивилизация представляет собой конструкцию общества с исторически сложившимися и относительно неизменными социальными структурами и нормативно фиксированными отношениями между ними. Она определяет характер и направленность жизненного существования людей, их социальности. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему кодирования, хранения и трансляции социального опыта, получавшего специфическое выражение в социальных нормах. Главная роль в трансляции социального опыта принадлежала языку межличностного общения.

В качестве высшего объединяющего начала цивилизации, гарантирующего ее сохранение, выступает верховная власть, представленная государством с его разветвленной системой правовых норм.

Анализ влияния универсальной системы норм, регламентирующих общественные отношения, позволяет объяснить многообразие цивилизаций.

Каждый тип цивилизации характеризуется специфическими особенностями политической системы и характером своих правовых установлений. Цивилизации отличаются также способами кодирования, хранения и трансляции информации.

Выделяют цивилизации европейского и неевропейского типов. Характерными чертами неевропейской цивилизации являются: деспотическая власть, бесправие подданых, общинная структура, невыделенность личности, неразвитость права, приниженность индивида. В духовной сфере традиционной цивилизации господствуют религиозно-мифологичес­кие представления.

Европейская цивилизация основана на становлении правового государства, выдвижении в центр общественной жизни личности как высшей ценности с ее инициативой. Для европейской цивилизации характерно доминирование в культуре научной рациональности, постоянное стремление к обновлению.

По времени возникновения и гибели выделяют современные и умершие цивилизации.

По характеру социально-политической жизни выделяют традиционные, либеральные и цивилизации промежуточного типа. Данная типизация цивилизаций по своему содержанию частично совпадает с разделением на европейский и не европейский тип. Так, традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, для которой было характерно господство аграрно-ремесленного производства, деспотическая организация власти, невыделенность личности. Либеральная цивилизация связана с культурным и политическим плюрализмом и становлением правовой системы. Для нее характерен принцип свободы и самовыражения личности.

Диалог культур в современном мире. Традиции и новации в динамике культуры. Взаимообмен знаниями, опытом, оценками является необходимым условием бытия культуры. При создании культурной предметности человек «превращает в предмет»свои духовные силы и способности. А при освоении культурного богатства человек «распредмечивает», выявляет духовное содержание культурной предметности и превращает его в собственное достояние. Поэтому бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.

Понятие диалога в культурном процессе имеет широкий смысл. Оно включает в себя и диалог создателя и потребителя культурных ценностей, и диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов. По мере развития торговли, миграции населения взаимодействие культур неизбежно расширяется. Оно служит источником их взаимообогащения и развития.

Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации. Взаимодействие европейских и неевропейских культур может осуществляться по-разному. Оно может происходить в форме поглощения западной цивилизацией восточных, проникновения западной цивилизации в восточные, а также сосуществования обеих цивилизаций. Бурное развитие науки и техники европейских стран, потребность в обеспечении нормальных условий жизни для населения земного шара обострили проблему модернизации традиционных цивилизаций. Однако попытки модернизации имели катастрофические последствия для традиционных исламских культур.

Однако это не означает, что диалог культур в принципе невозможен или что модернизация традиционных цивилизаций несет населению только ценностную дезориентацию и тотальный кризис мировоззрения. При осуществлении диалога необходимо отказаться от представления, будто европейская цивилизация призвана быть стандартом для мирового культурного процесса. Но не должна абсолютизироваться и специфика различных культур. Сохраняя свое культурное ядро, каждая культура постоянно подвергается внешним влияниям, по-разному их адаптируя. Свидетельством сближения различных культур являются: интенсивный культурный обмен, развитие институтов образования и культуры, распространение медицинского обслуживания, распространение передовых технологий, обеспечивающих людей необходимыми материальными благами, защита прав человека.

Любое явление культуры осмысливается людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. Культура сохраняет относительно неизменной лишь свою внешнюю сторону, в то время как ее духовное богатство содержит возможность бесконечного развития. Данная возможность реализуется деятельностью человека, способного обогащать и актуализировать те неповторимые смыслы, которые он обнаруживает в явлениях культуры. Это свидетельствует о постоянном обновлении в процессе динамики культуры.

Вместе с тем, культуру отличает целостность всех ее структурных элементов, которая обеспечивается ее системностью, наличием иерархии, субординации ценностей. Важнейшим интеграционным механизмом культуры является традиция. Само понятие культуры предполагает наличие традиции как «памяти», утрата которой равносильна гибели общества. Понятие традиции включает такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика и культурное наследие. Ядро культуры составляет система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство заданы сцеплением внутренних принципов. Самобытность отражает своеобразие и уникальность, обусловленную относительной самостоятельностью и обособленностью развития культуры. Специфика представляет собой наличие свойств, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие включает совокупность ценностей, созданных предшествующими поколениями и включенных в социокультурный процесс каждого общества.

Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. За последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. Техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. В таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики. На земле не осталось не только не изведанных человеком мест, но практически нет уже и чистых территорий, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. В итоге вся планета стала одной системой, единым целым и возникшие проблемы оказались общими для всех людей, т.е. глобальными.

Глобальные проблемы (от латинского «Globus» – шар) – это проблемы широкого планетарного масштаба, возникающие в результате мощного развития производительных сил в условиях научно-технической революции, решение которых возможно только общими усилиями всего человечества. Причины появление глобальных проблем своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества и технократически ориентированной культуры в целом. Глобальные проблемы порождены не только выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы, а прежние – по мере их решения исчезать.

По-прежнему актуальной остается проблема сохранения мира. Несмотря на окончание «холодной войны», военная опасность сохраняется. Фактически, Вторая мировая война оказалась последней возможностью человечества выяснять свои отношения военными средствами, не ставя себя на грань самоуничтожения. С появлением ядерного оружия «конец света» стал вполне реальным. Однако наличие ядерного оружия не остановило местных, региональных конфликтов. После второй мировой войны произошло около 250 локальных войн, в которых погибло 30 млн. человек.

Проводятся ядерные испытания, нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных авантюристов, увеличилась угроза слепой технологической случайности, которая может привести к повторению «чернобыльского варианта».

Довольно остро в последнее время встала проблема международного терроризма.

Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем современности, так как здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений. В последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. В развитых странах во все сферы общественной жизни и экономику бурными темпами стали внедряться компьютеры и микроэлектроника. Экономические взаимосвязи и мировая торговля все в большей степени стали осуществляться главным образом за счет обмена между экономически развитыми государствами, тогда как развивающиеся страны, не обладающие значительными сырьевыми ресурсами, неуклонно вытеснялись с мирового рынка.

Проблема обеспечения человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами стала сегодня глобальной. Эти ресурсы составляют основу материального производства и по мере развития производительных сил играют все более значительную роль в жизни человека. В настоящее время человечество сжигает около 3 млрд. тонн нефти в год и, таким образом, при нынешних темпах потребления этот невоспроизводимый природный продукт исчезнет через 40 лет.

Среди экологических проблем угрожающий характер приобретает загрязнение природной среды. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. Происходит уменьшение количества кислорода в атмосфере, нарастание «парникового эффекта», загрязнение Мирового океана. Человечеству угрожает гибель, поскольку оно приближается к предельной величине биологических возможностей выживания.

Глобальный характер приобрела и демографическая проблема. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. человек. В то же время население нашей планеты сегодня составляет уже 6 млрд. человек. Высокие темпы прироста населения характерны преимущественно для развивающихся стран. В развитых странах демографическая проблема связана с низкой рождаемостью и ростом числа людей преклонного возраста.

Под угрозой находится не только окружающий мир, но и наш организм, человеческая телесность. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунитета человека под воздействием таких факторов, как радиация, ультразвук, электромагнитное поле, а также многочисленных стрессов. Человечеству угрожает опасность разрушения как вида, вследствие накопления генных нарушений, патологий и заболеваемости людей. Количество больных и инфицированных СПИДом с каждым годом растет.

Глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства, которая побуждает людей к бесконечной погоне за новыми вещами. Выход из этой ситуации ряд мыслителей видит в самоограничении производства и потребления, переориентации людей на духовные ценности.

Будущее человека и общества. Принципиальное преодоление глобальных проблем – дело не только чрезвычайно сложное и долгое, но и не имеющее пока однозначных ответов, окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Вместе с тем многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Вместе с тем, это хотя и необходимый, но только первый шаг на пути их преодоления, и связан он с формированием такого мировоззрения, которое бы соответствовало постоянно изменяющейся ситуации и адекватно отражало реалии современной эпохи. В основу этого обновленного мировоззрения должен быть положен новый гуманизм, в котором отразилось бы и новое содержание, и новые черты общественных отношений, не существовавшие в прежние эпохи. Новый гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального сознания и включать в себя как минимум три основополагающих начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, проистекающую из признания основных прав человека.

Сегодня ученые различных стран практически единодушны в том, что человечество сумеет преодолеть экологические и другие глобальные проблемы, но при условии, если будет осуществлен переход к другой цивилизации, построенной на новой системе ценностей. Они должны базироваться на биосфероцентризме, акцентирующем внимание на уникальности феномена жизни и необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия. У человека нет иного пути, кроме как изменить свое видение мира, выработать новую систему ценностей и ориентиры общественного развития, опираясь на принципы гуманизма и коэволюции природы и общества.

В философской литературе активно разрабатывается термин «научный гуманизм», который выражает настоятельную необходимость коренного изменения человеческой деятельности, ставящей научно-технический прогресс в прямую зависимость от нравственных свойств не только отдельного человека, но и человечества в целом.

Известный гуманист Альберт Швейцер (1875 – 1965), разработавший «этику благоговения перед жизнью», подчеркивал приоритет этики нравственной личности над этикой общества. Отмечая прямую зависимость успехов в преодолении глобальных проблем от соблюдения прав каждого человека, известный ученый В.А.Энгельгардт также настаивал на необходимости проявить внимание к «внутренней среде» человеческой личности, к ее более глубоким аспектам.

Таким образом, человечество, как самоорганизующаяся живая система методом проб и ошибок ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. При этом глобальные проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых традиций и особенностей отдельных наций и народов. А такое единение может происходить только на основе признания и соблюдения общечеловеческих ценностей, среди которых центральное место занимают неотьемлемые права человека, разрабатывать и отстаивать которые в первую очередь должна философия.

Философия и футурология. Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего.

В современной науке выделяется особая дисциплина – футурология. Футурология (от латинского futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен «для обозначения философии будущего» в 1943 году немецким ученым О.Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем». В 1968 году была создана международная организация, получившая название Римский клуб. В него вошли известные ученые, общественные деятели и бизнесмены, а возглавил организацию итальянский экономист П.Печчен. Основными направлениями работы этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Уже первый доклад этой организации «Пределы роста», опубликованный в 1972 году, вызвал эффект «разорвавшейся бомбы». Полученные авторами доклада результаты сводились к тому, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии. Построив компьютерную модель основных тенденций мирового развития, они пришли к выводу, что при сохранении этих тенденций уже в начале третьего тысячелетия человечество может полностью утратить контроль над событиями и в результате прийти к неизбежной катастрофе. Исходя из этого делался вывод, что необходимо «заморозить» производство, сохранить его рост на «нулевом уровне», а быстро увеличивающуюся численность населения стабилизировать с помощью соответствующей социальной политики.

Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж.Форрестор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить рост указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине XXI века.

Авторы книги «За пределами» предложили три глобальные программы, с помощью которых человечество сможет, по их мнению, предотвратить грядущую катастрофу. Первая предусматривала сокращение в XXI веке численности населения Земли на протяжении жизни трех поколений до 1 миллиарда человек, предусмотрев для разных стран свои квоты. Согласно второй программе страны «третьего мира» не должны развивать у себя промышленность по типу западных держав, а обязаны ориентироваться на «зеленые» технологии, которые позволят прокормить население. Программой предусматривалось повсеместно значительно ограничить материальное потребление, а населению перейти к жизни со скромным достатком.

Стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно сложных условиях. Актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Большинство футурологов обеспокоены, что в странах Запада доминирующая технико-экономическая компонента подчас подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации, к антропогенной, где основной ценностью был бы человек.

Концепция экологически приемлемого развития («органического роста») провозглашается сейчас в качестве исходной для Римского клуба. Основные ее положения предусматривают: четкую координацию целей для обеспечения совместимости в широком мировом масштабе; создание ресурсосберегающих, безотходных технологий, технологий очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений, утилизацию или надежное захоронение смертоносных отходов; освоение новых источников энергии, ресурсных потенциалов Мирового океана; систематическое, независимое развитие мировой системы, исключающее рост и процветание какой-либо составляющей за счет других; развитие в соответствии с мировыми потребностями, которое должно учитывать особенности различных частей и регионов мира; информатизацию общества на основе компьютеризации; выработку планетарного сознания как органического единства экологизации, гуманизации и глобализации.

Феномен коммуникации и новые стратегии философского познания. Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Коммуникацию в научной сфере принято также рассматривать как передачу того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Современный идеал коммуникации базируется на трех радикальных трансформациях, понимание которых может помочь при объяснении некокорых его существенных аспектов. Прежде всего это касается определения сущности нового человека. Кибернетика, совершенно новая наука о коммуникации, созданная Норбертом Винером в 1948 г., определяя сущность человека, поставила на первое место коммуникативную функцию. Второй составляющей было создание идеологии коммуникации. Новая идеология провозгласила в качестве главных врагов человека шум, энтропию (разрушительную силу, которая подрывает устои общества изнутри) и дезорганизацию. В центре концепции Винера находился проект нового общества – «общества коммуникации». Данный проект предусматривал с одной стороны, создание социальной организации, предназначенной для распространения информации, с другой стороны, определяющая роль машин, используемых для коммуникации.

В научной литературе понятия «информация» и «коммуникация» довольно часто употребляются как синонимы. Однако смысл этих явлений духовного общения различен. Под информацией понимается сообщение, несущее новое знание и меняющее поведение лица или группы, воспринимающих данную информацию. Коммуникация – вид духовного общения, предполагающий обмен идеями, взглядами, оценками. Она обусловлена наличием взаимопонимания между людьми.

На современном этапе новейшие электронные и спутниковые системы связи создали единое информационное пространство, позволили в любой момент связаться с любым человеком в любой точке планеты. Все это в совокупности с современными средствами передвижения сделало жизнь людей на Земле взаимосвязанной и взаимозависимой. Таким образом, в последние десятилетия окончательно сложилось мировое сообщество. В связи с этим к извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, современная эпоха добавила принципиально новую проблему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем. Одна из ее функций состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук. Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обуславливают друг друга. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: