Теория предмета 6 страница

В философии познания выделяют три следующих основных компонента:

1. Познание выступает как предметное отражение социальной и природной реальности.

2. Познание это деятельность, в ходе которой человек ставит и достигает определенные цели.

3. Познание является не просто деятельностью, но креативной деятельностью, творчеством, которое предполагает созидание, построение и целей, и средств, и продукта этой деятельности. В этом аспекте на первое место выходит свобода духа познающего субъекта.

Можно сказать, что познание – это определенная социально-организованная форма духовно-творческой деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:

1. Любая познавательно значимая информация, передающаяся от человека к человеку.

2. Сила, побуждающая человека к деятельности.

3. Особая познавательная единица, определенная форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным критериям. В этой связи выделяют знания дискурсивные (оговоренные или написанные) и образные, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистические (качественные концепции) и эссэнциальные (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прекладные, достоверные и вероятностные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п.

Многообразие форм познания. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый способ (генетически исходный) – материально-технический – производство средств к жизни, труд, практика. Второй – духовно-теоре­тический.

В свою очередь, процесс познания и получаемые в результате знания в ходе исторического развития все более дифференцируются и воплощаются в различных формах. Последние, хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них обладает специфичностью.

В зависимости от функционального назначения, характера знания, соответствующих средств, методов и языка выражения, познание может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Уже на ранних этапах исторического развития существовало обыденно-практическое познание, т.е. знание, поставляющее элементарные сведения о природе, о людях, об условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт, повседневная жизнь, практика людей. Полученные на этой базе знания носят бессистемный, разрозненный характер, представляя собой простой набор эмпирических сведений, правил, приемов. Сфера обыденного познания включает в себя «здравый смысл», верования, приметы, предрассудки, предания, назидания, предчувствия и т.д.

Специфика мифологического познания состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности. Мифологическому мышлению свойственен синкретизм, т.е. слитность эмоционального и рационального, субъекта и объекта познания, предмета и знака, вещи и слова, человека и мира и т.д.

Особенность религиозного познания определяется тем, что вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Речь идет не столько о получении знания, сколько об откровении (открытии) определенных знаний. Однако религия, как и мифология не воспроизводили знания в систематической и теоретической форме. Они никогда не выполняли функций производства знания, носящего всеобщий и целостный характер.

Художественное познание тоже обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном восприятии мира в центре которого стоит человек. Искусство – это мышление в образах, а не в понятиях. Для художественного познания характерна самоочевидность, самодакозательность, самоубедительность. Художественные произведения оригинальны, уникальны, неповторимы, допускают художественный вымысел, привнесение от художника того, чего нет и, возможно, не будет. Художественное познание не пытается повторить, зеркально отобразить действительный мир. Художественное произведение имеет дело с условностью, но не допускает никакого произвола и субъективизма.

Научное познание предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение, осмысление фактов. Научное знание – знание доказательное: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обоснованно, аргументировано, апробировано практикой.

В науке знание облекается в форму понятий и категорий, общих принципов и законов. Научное понятие стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, субъективное. В науке главное – устранить все единичное, индивидуальное и неповторимое. Научность предполагает высокую степень достоверности и факта, и вывода. Атрибутивные свойства научности – предметность и объективность.

В философии проблемами теории познания занимается гносеология. Термин гносеология происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение, наука, т.е. учение о знании, теория познания.

Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором анализируется природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.

В современной философии, относительно познания, используется понятие эпистемология. Эпистемология (греч. Epistem – знание, logos – учение) философско-методологическая дисциплина в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. В отличие от гносеологии, которая изучает как субъект познает объект, эпистемологию интересует в какой степени знание соответствует изучаемому объекту, т.е. проблема истинности знания.

К традиционным проблемам гносеологии относят: проблему познаваемости мира; проблему субъекта и объекта познания; закономерности и структуру познавательного процесса; проблему истины и ее критериев; социокультурную обусловленность процесса познания т.д.

В истории развития философской мысли статус и роль гносеологии изменялись. В зависимости от проблем, которые доминировали в ту или иную эпоху, можно выделить: соотношение знания и мнения (античность), разума и веры, (средние века), знания и незнания (Новое время).

Собственно гносеологическая проблематика в философии складывается в Новое время. XVII век – время формирования классической науки. Для классической теории познания характерны: критицизм (критическое отношение к предшествующей гносеологической традиции), фундаментализм (поиск фундамента, опоры познания. Например, опыт – у Фр.Бэкона, разум – у Р.Декарта.), субъектоцентризм (субъект в познавательном процессе играет активную роль, не пассивно воспринимает вне положенные ему объекты) и наукоцентризм (гносеология опирается на научные средства и методы познания).

В постклассической теории познания (XX в.) происходит критика и отказ от этих принципов: 1) субьект познания не может дистанцироваться от мира традиций, в которых он живет; 2) познание находится в постоянном развитии, для него невозможно сформулировать жесткие предписания; 3) наука является всего лишь одной из форм познавательного отношения к миру.

Проблема познаваемости мира. Важное место в философском вопрошании занимают вопросы, связанные с познанием окружающего мира: «Познаваем ли мир?» В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Подавляющее большинство философов и ученых положительно решают вопрос о том, познаваем ли мир.

Скептицизм (от греч. skeptikos – взвешиваю, склонный к сомнению, размышление) не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомневается в существовании самого мира.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов – Протагора, Горгия, Продика, Гиппия и т.д. Собственно имя «скептики» принято связывать с философской школой, основанной Пирроном, поэтому скептицизм иносказательно именуется также пирронизмом. Изложение взглядов Пиррона дал его последователь Секст Эмпирик.

Античные скептики не сомневались в существовании явлений, но отвергали возможность понять причины этих явлений и даже рационально обосновать нравственные нормы. В эпоху Возрождения и в начале Нового времени скептические учения развивали Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень.

Своего рода аргументами против возможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты) скептиков, выдвинутые Энесидемом и Агриппой. Можно упомянуть такие тропы, как троп о различном устройстве органов чувств у людей и животных, из-за чего у них возникают самые различные представления об одном и том же предмете; троп о различии условий в одном и том же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп, касающийся области этического, согласно которому нравственное одновременно и ненравственно, так как в одном месте оно признается таким, а в другом нет; троп о расхождении во мнениях философов – сколько философов, столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп об относительности всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе и др.

Агностицизм (греч. a – отрицание, gnosis – знание, недоступный познанию) отрицает (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностицизм вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин «агностицизм» введен XIX в. английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не является предметом чувственного восприятия. Следует отличать агностицизм от античного скептицизма. Скептицизм отрицает достижение истинного знания как относительно предметов опыта, так и того, что выходит за границы опыта. На этом основании скептики предлагают употреблять вместо «существует» слово «кажется». Для агностицизма характерна претензия достичь истины, только относительно предметов опыта, так что сомневаться следует в том, что выходит за границы последнего. Однако рассуждая о предметах опыта, агностицизм приходит к выводу, что предмет в процессе познания всегда преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Поэтому мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Традиция агностицизма берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы посмотреть на него со стороны и сравнить опыт с фактами действительности. Вслед за ним Давид Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания. Человеческое познание, с его точки зрения, – это цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений. Немецкая Классическая Философия в лице И.Канта считала, что то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе, принципиально различны. И сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они сами по себе. Это разделение мира на доступные познанию «явления» и непознаваемые «вещи-в-себе» исключает возможность постижения сути вещей.

Живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые трудности и сложности, присущие процессу познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это – неисчерпаемость, неопределимость границ познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышлении человека.

Познание как деятельность. Проблема субъекта и объекта познания. Познание является формой духовной деятельности, направленной на адаптацию человека к объективной реальности, постижения ее сущности и смысла, т.е. познание – это форма духовной деятельности. Но что такое деятельность? Деятельность – это целенаправленное преобразование человеком внешней действительности и самого себя. Главная задача деятельности – уравновесить природный мир миром человеческим.

Рассматривая структуру деятельности, можно выделить следующие ее составные элементы:

1. Субъект деятельности. Так как мы говорим о познании, то субъектом здесь является носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знания. Адекватное воспроизведение познаваемой действительности, – это воспроизведение действительности в ее собственных характеристиках, без деформаций, привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей. В роли субъекта познания выступает индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, НИИ), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей), а также человечество (совокупность ныне живущих людей и живших ранее поколений, чьи знания используются в настоящее время).

2. Объект деятельности. Объект познания – это любой фрагмент природной, социальной и духовной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта и что противостоит человеку как непознанное и непонятное.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания, где под предметом понимаются конкретные характеристики объекта, закономерности, на которые направлено познание. Скажем, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них изучает человека под своим углом зрения: предмет психологии – законы психики, душевный мир человека, предмет медицины – недуги и способы их лечения.

В качестве объектов познания может выступать природный мир, изучаемый естественными науками, и социальный мир (история, общество, духовный мир человека), являющийся объектом исследования социально-гуманитарных дисциплин.

Объект познания – это страдательная сторона в субъект-объектных отношениях. К нему прилагаются навыки, умения, знания субъекта. Но объект в силу своей специфики может влиять на средства, методы и программы, которые применяются субъектом для его изучения. В социально-историческом познании объектом изучения может быть и сам субъект, так как в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом.

Субъект и объект взаимосвязаны, не существуют друг без друга; субъект может превращаться в объект познания, т.е. между ними нельзя четко провести границу; объект не является чем-то пассивным, он в состоянии влиять на процесс познания; в свою очередь, субъект тоже не пассивно воспринимает информацию, но принимает активную роль в конструировании объекта, наделение его смыслом.

3. Цель познания – знания, умения, навыки, которые субъект предполагает получить в результате предпринимаемых действий. Постановка цели проистекает из какой-либо потребности, из осознания необходимости в чем-либо. Спектр человеских потребностей широк. Выделяют потребности естественного характера (голод, жажда, холод), выступающие основанием для развития человеческого труда как такового, и потребности духовные (стремление к красоте, истине, власти).

4. Употребляемые средства включают в себя, с одной стороны, методы деятельности – нормы, принципы оперирования с объектом, а с другой стороны, инструменты деятельности, увеличивающие природные силы человека, выступающие продолжением его органов чувств. Правильный метод – залог успеха познания. Но как метод, так и инструменты, должны соответствовать характерным особенностям объекта.

5. Продукт деятельности или результат – реализованная цель. Результат способствует реальному удовлетворению потребностей, зависит от поставленных целей и применяемых средств, дает оценку их адекватности (соответствию) друг-другу, а также позволяет выработать новые цели и средства.

На современном этапе развития науки в понятие объекта познания включается не только сам изучаемый объект, но и средства и операции познавательной деятельности, а также ценности и цели познающего субъекта.

Однако познание – это не только форма духовной деятельности. Познание неразрывно связано и с материально-практической деятельностью, практикой. Практика – это активная, чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Важнейшие виды практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие – преобразование общественного бытия, изучение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.п.); научный, лабораторно-технический эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом потребностями практики. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы и т.д.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца, так как познание обуславливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика обеспечивает познание техническими средствами, приброрами, оборудованием, без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и использовать полученные знания для его преобразования, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Результаты практики показывают, насколько истинными, т.е. адекватными реальности были знания, полученные в процессе познания.

Структура познавательного процесса. Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах. Совокупность этих форм и определяет состав знания. Их взаиморасположение и связь между собой – это структура знания.

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты (от лат. sensus – чувство, ощущение) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др. С сенсуализмом тесно взаимосвязан эмпиризм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее опыт (сфера чувств и эксперимент) источником знаний и утверждающие, что все знания основываются на опыте. При этом другая позавательная способность человека – разум – рассматривается в эмпиризме только как сочетание и перекомпановка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В истории философии эмпиризм представлен учениями Д.Юма, Д.Беркли, Э.Маха, Р.Авенариуса, Ф.Бэкона, Э.Кондильяка и др.

Рационалисты (от лат. ratio – разум, мышление), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть почерпнуты из самого мышления. Такие взгляды развивали Р.Декарт, Г.Лейбниц, Г.Гегель и др.

В действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют «живым созерцанием», включающим в себя три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возникает только при непосредственном контакте с ним.

Восприятие – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. В большинстве познавательных ситуаций различные ощущения возникают одновременно и создают целостное восприятие предметов, хотя доля каждого из ощущений в общем объеме информации о предметах неодинакова (зрительные ощущения составляют свыше 80%, 7 – 8% – слуховые, остальное приходится на долю осязания, обоняния и вкуса.

Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа, непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление дает целостный образ познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а по памяти. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Рациональное познание это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мышления. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Он обеспечивает раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей и выражает их в системе абстракций (понятий, категорий).

Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики и т.п.)

Следует различать два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование понятиями, происходит по неизменной схеме, заданному шаблону, жесткому стандарту. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок еще часто называют здравым смыслом.

Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование понятиями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). На этом уровне мышление постигает сущность вещей, их законы и противоречия, выражает суть вещей в логике понятий. Главная задача разума – выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений.

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений через фиксацию их существенных свойств. Выделяют две характеристики понятий: содержание и объем. Содержание понятия – совокупность свойств предмета. Объем понятия – множество предметов, обладающих свойствами, зафиксированными в содержании понятия. Грамматически понятие выражается словом. Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений.

Суждение – логическая форма мысли, в которой что-либо отрицается или утверждается. Суждение может быть или истинным («Париж стоит на Сене»), или ложным («Витебск – столица Беларуси»)

Понятия и суждения являются основой для построения умозаключений. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (новое суждение). Исходные суждения называются посылками, новое – заключением.

Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, заключение).

Умозаключения делятся на индуктивные (движение мысли от единичного, частного к общему) и дедуктивные, где имеет место обратный процесс – от общего к частному. Индуктивные знания носят вероятностный характер, дедуктивные – необходимый.

Следует иметь в виду, что рациональное взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными – формами знания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как инстинкты, эмоции, вера, интуиция и т.д. Среди них особенно важную роль интуиция. Интуиция – (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В широком смысле, под интуицией понимается связующее звено между бессознательным и сознанием, момент во взаимодействии субъекта и объекта, который приводит к переходу элементов из области бессознательного, психического в область сознания. Интуиция свойственна каждому человеку, только проявляется по-разному. Выделяют еще такое понятие как «творческая интуиция». Это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который приводит к качественно новому, не имевшему ранее место знанию, к оригинальным решениям, изобретениям, открытиям. Основными характерными свойствами интуиции являются:

внезапность, неожиданность и случайность;

непосредственность: без опоры на логические доказательства;

неосознанность путей и средств, приведших к данному результату.

К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение, предчувствие) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу, оценке) интуицию.

Познание это не просто деятельность, а креативная деятельность, творчество. Творчество можно определить как деятельность человека, в результате которой происходит преобразование природного и социального мира в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

Творчество является созидательной деятельностью, противостоящей разрушению, хотя творчество может включать в себя моменты деструкции (устранять тормозящие факторы, освобождать место для нового). Оно выступает в качестве продуктивной деятельности, т.е. способно производить новое, в отличие от репродуктивной, при которой воспроизводится известное. Результаты творчества полезны (ценны) и новы (оригинальны).

Творческий процесс в познании начинается с осознания потребности в нововведении (решение проблемы, получение необходимого знания) и заканчивается созданием нового, в основном интеллектуального образования, призванного удовлетворить эту потребность. Вслед за конкретизацией социального заказа (в форме проблемы, задачи) выясняются основные противоречия, мешающие достижению цели. Кульминационный момент творческого процесса – выдвижение идеи, концентрирующей в себе достигнутое знание и вместе с тем предположение об идеальном результате. Затем идея проверяется, конкретизируется, создается программа ее реализации на практике. К высшим достижениям познавательной творческой активности относятся научные открытия, технические изобретения, социальные программы и т.д.

Познание как постижение истины. Непосредственная цель познания – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность практики и самого познания.

Заблуждение по своей сути – это искаженное отражение действительности. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: