Содержание. Тема 1. Философия как тип мировоззрения и феномен культуры

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»:

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА

Раздел І. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 3

Тема 1. Философия как тип мировоззрения и феномен культуры..... 3

Раздел II. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ 17

Тема 2. Философская мысль Древнего Востока................................ 17

Тема 3. Древнегреческая философия.................................................. 20

Тема 4. Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья 21

Тема 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения...... 23

Тема 6. Новоевропейская философия XVII – XIX веков................. 26

Тема 7. Философия ХХ века: основные школы и направления............ 34

Тема 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия 40

ТЕОРИЯ ПРЕДМЕТА

Раздел III. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (ОНТОЛОГИЯ).................................. 48

Тема 9. Метафизика и онтология........................................................ 48

Тема 10. Философия природы............................................................... 59

Раздел ІV. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ...................................... 63

Тема 11. Сознание как предмет философского анализа...................... 63

Тема 12. Проблема человека в философии и науке............................. 71

Раздел V. ГНОСЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ........................... 77

Тема 13. Познание как предмет философского анализа...................... 77

Тема 14. Наука и ее социокультурный статус...................................... 84

Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................. 93

Тема 15. Основные проблемы и понятия социальной философии..... 93

Тема 16. Общество как развивающаяся система................................. 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования 107


[1] Генезис (гр. genesis) – происхождение, возникновение, процесс образования.

[2] Феномен(гр. phainomenon) – (здесь) то же, что явление.

[3] Рациональный (лат. ratio) – разум, разумный.

[4] Рефлексия (лат. reflexio отражение) – размышления, рассуждения, оценивание, критический анализ.

[5] Миф (гр. mythos – сказание, предание, повествование; logos – слово, учение, наука) – зд. мировоззрение, при котором освоение, осмысление мира осуществляется через миф (мифотворчество).

[6] Архаичный (гр. archaios) – древний, старинный.

[7] Мировые (наднациональные) религии: буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.).

[8] Абстракция (от лат. abstractio) – отвлечение.

[9] Субстанция (от лат. substantia) – сущность, нечто, лежащее в основе.

[10] Квинтэссенция (лат. quinta essentia пятая сущность) – основа, самая суть чего-либо, самое главное, важное.

[11] Айзек Азимов. Вид с высоты. – М., 1995, с. 9 – 10.

[12] Плюрализм (от лат. pluralis) – множественный, многообразный. Термин был предложен немецким философом Х.Вольфом в 1712 г.

[13] Ипостась (от гр. hypostasis) – лицо, сущность. В ипостаси кого-либо = в качестве, в роли кого-либо.

[14] Эмпирическое (греч. empeiria) – опытное, практическое знание.

[15] Действительно, если рассудок связан с упорядоченностью мира человеческих отношений, разум – с проникновением в глубинные взаимосвязи окружающих нас предметов, то для такого странного, с точки зрения обычного человека стремления постичь Первоосновы, Первопричины всего мироздания, необходим особый термин. Так в философские учения вошло слово «мудрость».

[16] Теология (греч. Theos Бог, logos учение) – богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

[17] Ортодоксальный (греч. orthodoxos – правоверный) – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный.

[18] Триада (гр. trias, triados) – единство трех элементов: лиц, предметов, понятий.

[19] Логос (гр. Logos) – осмысленное (в отличие от мифа) слово, мысль, разум, учение, наука. Первым этот термин ввел в философию Гераклит.

[20] Фатализм (лат. fatalis, fatum) – рок, судьба.

[21] Наряду с христианской, существовала арабская, т.е. мусульманская, и еврейская средневековые философии.

[22] Джорджо Вазари (XVI в.) был первым, кто употребил термин «Возрождение» в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

[23] Пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог) – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной.

[24] Мракобесие – взгляды и поведение мракобесов, мракобес – реакционер, враг прогресса, культуры, науки.

[25] Либидо (лат. libido) – половое влечение.

[26] Биогеоценоз (от bios – жизнь и koinos – общий) – обозначает однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и неживых компонентов в динамическом взаимодействии между ними.

[27] Редукционизм (лат. reductio возвращение, отодвегание назад.) – методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: