Стимулирование развития венчурного финансирования

В ряде зарубежных стран государство не только создает соответствующую правовую среду для стимулирования венчурных инвестиций в высокотехнологической сфере, но и принимает непосредственное участие в разнообразных схемах смешанного бюджетно-частного финансирования развития венчурного бизнеса. При этом государство выступает наравне с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций. С точки зрения управления государственное присутствие в структурах смешанного венчурного финансирования выражается в делегировании представителя государства в Советы Директоров или Консультативные Советы. Мировой рынок венчурного капитала постоянно развивается, и одновременно наблюдается рост участия правительственных агентств в сборе фондов.

В США, на долю которых приходится более ¾ мирового объема венчурного капитала, правительство участвует в поддержке венчурного бизнеса опосредованно, через предоставление финансирования малым фирмам, а основными инвесторами в венчурной индустрии являются пенсионные фонды (37.47% всех средств), банки и страховые компании (21.77%), фонды (19.72%), частные лица и семьи (11.03%) и корпорации (3.46%). С 1958 года существует государственная программа SBIC – Small Business Investment Companies Program – Программа Инвестиционных Компаний Малого Бизнеса, которая восполняет пробел между возможностями венчурных компаний и потребностями малого бизнеса в инвестициях на стартовой стадии и на этапе роста.

В Европе соотношение между основными инвесторами несколько отличается от американского в части значительно большего "веса" государственных инвестиций.

C точки зрения прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса в последние годы наблюдаются следующие тенденции.

· Усиливается прямое государственное участие в развитии венчурного бизнеса, особенно в тех странах, которые в начале 90-х г.г. заметно отставали от стран-лидеров (примеры – Германия, Израиль, Финляндия).

· При государственном участии создается инфраструктура для стимулирования развития венчурного финансирования.

· Наиболее успешные венчурные программы финансируются правительством, но управляются профессионалами из частного сектора.

Отдельно следует отметить, что венчурное предпринимательство, например, в России проходит начальную фазу своего развития. Подавляющее большинство проектов являются по западным меркам крайне небольшими.

Большинство отечественных проектов достаточно проработаны с технической стороны. Однако, при этом общими недостатками являются:

- отсутствие четкого позиционирования продукции и торговой марки компании на рынке, отсутствие качественного сравнительного анализа с конкурентами;

- во многих случаях неурегулированность вопросов собственности и патентной защищенности разработок.

Наряду с этим, одним из самых существенных факторов, сдерживающих развитие венчурного предпринимательства, следует считать неразвитость информационной инфраструктуры, нацеленной на обслуживание интересов как инвесторов, так и венчурных предпринимателей.

Для последних имело бы большое значение получение данных о наличии и специализации различных финансовых институтов, которые могли бы рассматривать проекты из данного региона или отрасли, требованиях, которые предъявляются к проектам.

Говоря о перспективах венчурного предпринимательства, например в России, следует отметить существенные темпы проводимых рыночных преобразований. Данный факт позволяет сделать предположение, что отсутствие необходимой инфраструктуры является временной проблемой и с учетом растущего спроса на услуги "инфраструктурного плана", ее построение может занять не более 5-7 лет. Подобный период примерно соответствует сроку функционирования среднестатистического венчурного фонда на Западе.

Вместе с тем, на сегодняшний день присутствуют следующие закономерности:

1. Венчурный инвестор вынужден нести гораздо больший объем функций, связанных, прежде всего, с постановкой и развитием бизнес-процессов в инвестируемой компании, что должно компенсироваться более выгодными условиями участия в новой компании.

2. Во многих проектах вопросу выработки стимулов для инвестора не придается должного внимания. В основном акценты делаются на технических достоинствах продукции.

3. Наибольшими возможностями в привлечении средств будут обладать проекты, имеющие экспортный потенциал.

4. В условиях нехватки ресурсов особое значение приобретает объединение нескольких однородных проектов различных участников в один, куда бы вошло все лучшее из отдельных разрозненных проектов. Решение задачи поиска возможных участников и формирования единого общего проекта существенно увеличило бы вероятность успеха проекта.

5. Для проектов, доведенных до стадии коммерческого использования, существенную роль на стадии расширения бизнеса будет играть заемное финансирование. Соответственно, многие проекты следует адаптировать с учетом специфических требований кредитных институтов.

6. В ряде случаев решить задачу финансирования может установление стратегического партнерства с зарубежными компаниями. В данном случае также необходима соответствующая адаптация проекта.

Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса: создание венчурных либо страховых фондов.

Венчурные фонды могут формироваться за счет средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.

Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом средства фондов могут формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере.

Пока в НАН Беларуси и в Беларуси в целом нет не только малых венчурных предприятий, но и специалистов, способных реализовать себя в этом виде предпринимательской деятельности, как нет и регулирующего эту деятельность законодательства. Поэтому подготовка кадров для инновационной и венчурной деятельности, равно как и формирование соответствующей законодательной базы, является превентивной задачей создания эффективной инновационной системы в Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: