Стандарты серии ИСО 9000

Международная организация по стандартизации (ISO -International Organizational for Standardizations), основанная 23 февраля 1947 г. пятнадцатью национальными организациями по стандартизации, осуществляет деятельность, направленную на содействие развитию стандартизации в мировом масштабе, для облегчения товарообмена и взаимопомощи, а так же для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ISO разработаны стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (серия 9000).

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, стандарты серии ISO приняты в России для прямого использования в следующем виде:

ü ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

ü ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита).

ü ГОСТ Р ИСО 9004-2008 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий).

В настоящее время стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000 широко используются для оценки и сертификации третьей стороной, как правило, независимыми организациями, систем качества на предприятиях.

На рис. 2 показано, как развивался менеджмент качества.

Рисунок 2. Эволюция подходов к менеджменту качества

На основании опыта промышленных предприятий в строительстве было предложено создать систему КС УКП (комплексная система управления качеством продукции). Цель создания системы – обеспечение систематического повышения достигнутого уровня качества строительной продукции в экономически целесообразных пределах. Функционирование базировалось на научно-обоснованном планировании строительства и своевременном обеспечении строительства всеми видами ресурсов. Данная система не получила распространение, так как оказалась не результативной в виду многих факторов и условий производства (срывы поставок материалов, несвоевременная подготовка проектно-сметной документации, нехватка квалифицированных кадров).

Опыт, полученный в данной области, был обобщен и нашел свое отражение в утвержденных Госстандартом основных принципах Единой системы государственного управления качеством продукции. Подготовленные документы учитывали специфику строительства и регламентировали основные положения и функции по управлению, контролю и оценке качества строительной продукции. Однако качество строительной продукции не улучшилось. Затраты на переделки и исправление дефектов достигали 15% от сметной стоимости объектов. Количество обнаруженных дефектов при проектировании составляло 8-15%, при изготовлении конструкций 20-25%, при выполнении СМР на уровне 60-70%. Главная причина неудач, на наш взгляд, противопоставление системы управления качеством системе управления самой организации.

В начале 80-х годов стала формироваться философия TQM (Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества) и в настоящее время все большее количество предприятий вовлекаются в работу согласно принципам TQM. TQM – подход к созданию новой модели управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: