Качество как объект управления. Эволюция подходов к управлению качества.
План лекции
- Цель и задачи курса
- Понятие качества.
- Стандарты ДСТУ ISO серии 900.
4. История развития систем управления качеством.
5. Отечественный опыт развития управления качества.
6. Концепция TQM.
7. Система управления качеством продукции и услуг в Японии, Европейских странах и США.
Цель и задачи курса
Целью дисциплины является формирование знаний и умений, связанных с изучением систем управления качеством в отельно-ресторанных комплексах, организация управления и контроля качества продукции и услуг.
В результате изучения будут освещены следующие направления:
Системы управления качеством, нормативная и организационно-техническая основа управления качеством, основные термины и понятия в сфере, факторы, которые обуславливают качество продукции и услуг, формы и методы контроля качества продукции и услуг, основные пути улучшения механизма повышения качества.
Слід зрозуміти, що процес управління якістю розглядається як невід’ємна складова системи управління організацією, яка охоплює усі підсистеми організації і представлена на всіх її ієрархічних рівнях.
|
|
Управління якістю розглядається як самостійна, складна функція управління бізнес-процесами, цілями реалізації якої є:
- Підвищення конкурентоспроможності та прибутковості підприємства за рахунок підвищення якості продукції та всіх супутніх процесів;
- Зниження усіх видів витрат та укріплення економічної стабільності підприємства;
- Дотримання вимог охорони навколишнього середовища;
- Забезпечення цілеспрямованого та системного впливу на параметри якості у напрямку їх постійного покращення.
Понятие качества продукции.
Существует множество определений понятия качество:
- качество - совокупность существенных отличительных свойств предмета, явления или процесса (М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г);
- качество товара – это совокупность свойств, обеспечивающих их пригодность для удовлетворения соответствующих производственных, общественных, индивидуальных потребностей (М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г);
- качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности человека (стандарт ИСО 9000)
Под качеством продукции вообще понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих пригодность в полной мере удовлетворять определенные потребительские свойства в соответствии с ее назначением.
Технико-экономическое понятие "качество продукции" в отличие от философского понятия "качество" обеспечивает только те истинные свойства продукции, которые позволяют с необходимой возможностью удовлетворять продукцией определенных общественных или личных потребностей в ее соответствии с ее назначением. Продукция в данном случае рассматривается как материальный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. Руководствуясь стандартным определением и оценивая специфику продукции общественного питания, под качеством продукции общественного питания надо понимать совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность обеспечивать нормальную деятельность человеческого организма, т. е. удовлетворять физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии с учетом принципов рационального питания.
|
|
Продукция общественного питания имеет много свойств, которые могут проявляться при ее потреблении, т. е. при разработке, производстве, хранении, транспортировании, использовании.
Качество продукции формируется на стадии разработки продукции и закладывается в нормативную документацию (НД), обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии хранения, транспортирования и реализации. Обеспечение запланированного уровня качества продукции зависит от мноrих факторов, и в первую очередь от четкости сформулированных в НД требований к качеству продукции, качеству исходного сырья или полуфабрикатов, совершенствования рецептуры и технологии, соблюдения технологической дисциплины, уровня технической оснащенности производства, ypовня квалификации кадров, организации производства и обслуживания, эффективности контроля качества продукции на разных стадиях ее производства, эффективности механизма стимулирования выпуска высококачественной продукции.
Если рецептура составлена неудачно, а технология тщательно не отработана, то даже при хорошем качестве исходнoгo сырья и высокой квалификации работников выработать качественную продукцию при ее массовом производстве практически невозможно.
Процесс обеспечения качества продукции как единый объект управления складывается из взаимоувязанных, взаимоподчиненных стадий и операций: от приемки сырья до xpaнения и реализации готовой продукции. Так, даже одна некачественно выполненная операция в технолоrическом процессе производства продукции может испортить ранее выполненную высококачественную работу и в итоге не позволит получить продукцию заданного качества. Поэтому необходимо строгo соблюдать технологическую дисциплину, четко предписанную НД, тщательно контролировать качество выполнения не только вceгo технологическоrо процесса, но и качество выполнения отдельных промежуточных операций.
Для обеспечения выпуска продукции высокого качества необходимо также повышать техническую оснащенность предприятия, автоматизировать технологические процессы, совершенствовать хозяйственный механизм управления качеством продукции.