Понятие качества продукции

Качество как объект управления. Эволюция подходов к управлению качества.

План лекции

  1. Цель и задачи курса
  2. Понятие качества.
  3. Стандарты ДСТУ ISO серии 900.

4. История развития систем управления качеством.

5. Отечественный опыт развития управления качества.

6. Концепция TQM.

7. Система управления качеством продукции и услуг в Японии, Европейских странах и США.

Цель и задачи курса

Целью дисциплины является формирование знаний и умений, связанных с изучением систем управления качеством в отельно-ресторанных комплексах, организация управления и контроля качества продукции и услуг.

В результате изучения будут освещены следующие направления:

Системы управления качеством, нормативная и организационно-техническая основа управления качеством, основные термины и понятия в сфере, факторы, которые обуславливают качество продукции и услуг, формы и методы контроля качества продукции и услуг, основные пути улучшения механизма повышения качества.

Слід зрозуміти, що процес управління якістю розглядається як невід’ємна складова системи управління організацією, яка охоплює усі підсистеми організації і представлена на всіх її ієрархічних рівнях.

Управління якістю розглядається як самостійна, складна функція управління бізнес-процесами, цілями реалізації якої є:

- Підвищення конкурентоспроможності та прибутковості підприємства за рахунок підвищення якості продукції та всіх супутніх процесів;

- Зниження усіх видів витрат та укріплення економічної стабільності підприємства;

- Дотримання вимог охорони навколишнього середовища;

- Забезпечення цілеспрямованого та системного впливу на параметри якості у напрямку їх постійного покращення.

Понятие качества продукции.

Существует множество определений понятия качество:

- качество - совокупность существенных отличительных свойств предмета, явления или процесса (М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г);

- качество товара – это совокупность свойств, обеспечивающих их пригодность для удовлетворения соответствующих производственных, общественных, индивидуальных потребностей (М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г);

- качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности человека (стандарт ИСО 9000)

Под качеством продукции вообще понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих пригодность в полной мере удовлетворять определенные потребительские свойства в соответствии с ее назначением.

Технико-экономическое понятие "качество продукции" в отличие от философского понятия "качество" обеспечивает только те истинные свойства продукции, которые позволяют с необходимой возможностью удовлетворять продукцией определенных общественных или личных потребностей в ее соответствии с ее назначением. Продукция в данном случае рассматривается как материальный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. Руководствуясь стандартным определением и оценивая специфику продукции общественного питания, под качеством продукции общественного питания надо понимать совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность обеспечивать нормальную деятельность человеческого орга­низма, т. е. удовлетворять физиологические потребности че­ловека в пищевых веществах и энергии с учетом принципов рационального питания.

Продукция общественного питания имеет много свойств, которые могут проявляться при ее потреблении, т. е. при раз­работке, производстве, хранении, транспортировании, ис­пользовании.

Качество продукции формируется на стадии разработки продукции и закладывается в нормативную документацию (НД), обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии хранения, транспортирования и реализации. Обеспече­ние запланированного уровня качества продукции зависит от мноrих факторов, и в первую очередь от четкости сформули­рованных в НД требований к качеству продукции, качеству исходного сырья или полуфабрикатов, совершенствования рецептуры и технологии, соблюдения технологической дисцип­лины, уровня технической оснащенности производства, ypовня квалификации кадров, организации производства и обслу­живания, эффективности контроля качества продукции на разных стадиях ее производства, эффективности механизма стимулирования выпуска высококачественной продукции.

Если рецептура составлена неудачно, а технология тща­тельно не отработана, то даже при хорошем качестве исход­нoгo сырья и высокой квалификации работников выработать качественную продукцию при ее массовом производстве прак­тически невозможно.

Процесс обеспечения качества продукции как единый объект управления складывается из взаимоувязанных, взаи­моподчиненных стадий и операций: от приемки сырья до xpaнения и реализации готовой продукции. Так, даже одна некачественно выполненная операция в технолоrическом процессе производства продукции может испортить ранее выполнен­ную высококачественную работу и в итоге не позволит получить продукцию заданного качества. Поэтому необходимо строгo соблюдать технологическую дисциплину, четко предписанную НД, тщательно контролировать качество выполнения не только вceгo технологическоrо процесса, но и качество выполнения отдельных промежуточных операций.

Для обеспечения выпуска продукции высокого качества необходимо также повышать техническую оснащенность предприятия, автоматизировать технологические процессы, сов­ершенствовать хозяйственный механизм управления качеством продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: