Систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием развития экономики и конкурентоспособности фирмы. В рыночных условиях между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость, они дополняют друг друга.
Ведущие фирмы с мировым именем строят свою политику в конкурентной борьбе на "индустриализации, основанной на комплексном управлении качеством", а критерием производительности фирмы служит не увеличение объема производства, а расширение выпуска продукции высокого качества. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера — основного условия успешного бизнеса.
Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.
Охарактеризовать качество в различных сферах можно с помощью различных показателей. Например, в производстве — это объем брака и исправлений, ошибки в рабочих нарядах, процент забракованных изделий и др.; в закупочной деятельности — избыточные запасы, время цикла получения материалов, простои производства из-за нехватки материалов; в маркетинге — точность прогнозных допущений, количество неправильно составленных заказов, ошибки в контрактах, затоваривание продукцией; в бухгалтерском учете — процент просроченных платежей, неверные бухгалтерские записи, ошибки в платежных ведомостях, время удовлетворения заявок на получение информации.
|
|
Показателями качества, сведенными в системы, можно охарактеризовать:
♦ качества машин — технические (мощность, точность, удельный расход ресурсов), эргономические (автоматизация, безопасность, удобство), экономические, эстетические, надежность;
♦ качество труда — число рабочих с правом на личное клеймо, брак по причинам низкой квалификации, непрофессионализма;
♦ качество продукции — производственное, экономическое, потребительское;
♦ качество проекта — число исправлений при реализации;
♦ качество технологии — число нарушений в технологическом цикле. Каждому уровню производства соответствует и свой уровень качества (рис. 3).
Требуемое качество продукции или услуг может быть обеспечено, если они обладают определенными свойствами. Эти свойства характеризуются параметрами, признаками и условными характеристиками качества,
Параметры качества — количественные характеристики продукции, измеряемые в физических единицах (мощность, производительность, масса, габаритные размеры и т. п.).
|
|
Признаки качества определяют параметры, не подлежащие измерению (цвет, запах, шум, силуэт, удобство или неудобство).
Условные характеристики выражают качество продук-1ции в баллах и процентах.
Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении и проявляется или реализуется в процессе эксплуатации (потребления).
Качество продукции по определению европейской организации по контролю качества – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Если учесть, что потребности могут быть общественными или индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством должны осуществляться разные подходы к их удовлетворению.
Обеспечение таких общественных потребностей, как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, безопасность, практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические стандарты и регламенты, разного рода руководства и правила, обязательные к выполнению. Выявление конкретных потребностей покупателей — это задача фирм.
С позиции потребителя качество изделия — это степень удовлетворения требований потребителя к нему ("Нет начальства важнее потребителя"). Следует особо обратить внимание на то, что в нынешних условиях, когда рынки насыщены и перенасыщены товарами и предлагаемыми услугами, приоритеты покупателя все более смещаются от цены к качеству. Требования клиента завтрашнего дня можно описать следующим образом. Он:
♦ признает приоритет за качеством, а цена занимает второе место;
♦ предъявляет рекламацию из-за каждого дефекта;
♦ испытывает потребность в постоянном улучшении качества;
♦ требует обеспечения качества в технологическом процессе и отказывается от окончательного контроля;
♦ чувствителен в своих реакциях в случае изменения технологического процесса;
♦ способствует кооперации для обеспечения качества;
♦ является сторонником той продукции, качество которой обеспечено надежно.
Если бы удалось заглянуть в голову мыслящего потребителя, то наверняка мы бы увидели там "формулу": полезность продукции равна ее качеству продукции, деленному на цену.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
Q
Копт = —,
C∑
где Копт — экономически оптимальное качество; Q — качество изделия; C∑ — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.
На основе накопленного опыта в Гарвардской школе бизнеса определены пять наиболее существенных критериев качества. Это:
♦ соответствие стандарту;
♦ соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов;
♦ надлежащая степень точности соблюдения всех производственных процессов;
♦ соответствие качества требованиям покупателей;
♦ соответствие качества платежеспособному спросу.
Для поддержания уровня качества нельзя игнорировать ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приводит к коммерческому провалу. Так, новейшая продукция, отвечающая спросу, может быть не реализована из-за слишком высокой цены и т. п. Принято считать, что непроданный товар не может считаться товаром высокого качества независимо от его технического уровня и других положительных характеристик
|
|
Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий: рентабельность, долю на рынке, перспективы производства и др. Но степень этого влияния заметно зависит от того, как определена очередность внедрения мероприятий по улучшению качества.