Международный валютный фонд способствует стабильности международной финансовой системы посредством трех основных функций: надзора, кредитования, техническая помощь и подготовка кадров.
Надзор. МВФ отвечает за надзор за международной валютной системой и соблюдением каждым государством-членом его обязательств - проводить политику, способствующую упорядоченному экономическому росту и стабильности цен, содействовать поддержанию стабильных валютных режимов и избегать манипулирования обменными курсами, а также предоставлять МВФ данные о своей экономике.
МВФ выполняет эту обязанность, отслеживая экономические и финансовые условия во всем мире и изучая приемлемость мер политики в государствах-членах, как с международной, так и с национальной точки зрения. Он предупреждает государства-члены о грозящих опасностях, что позволяет правительствам принимать превентивные меры.
МВФ осуществляет надзор на уровне стран, региональном уровне и глобальном уровне.
На уровне стран. МВФ проводит консультации (один раз в год) с каждым государством-членом относительно его экономической политики. Они называются «консультациями в соответствии со Статьей IV» статей соглашения МВФ. Основное внимание МВФ уделяется курсовой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике государства-члена, динамике его платежного баланса и внешнего долга, воздействию политики страны на ее внешние счета, международным и региональным последствиям ее политики, а также выявлению потенциальной уязвимости. По мере усиления интеграции финансовых рынков во всем мире, надзор в большей мере ориентирован на вопросы счета операций с капиталом, финансового и банковского секторов и институциональные вопросы, в том числе независимость центральных банков, регулирование финансового сектора, корпоративное управление, прозрачность и подотчетность в области политики.
|
|
На региональном уровне. МВФ анализирует политику, проводимую в рамках региональных договоренностей, например, в зоне евро, Восточнокарибском валютном союзе, Западноафриканском экономическом и валютном союзе и Центральноафриканском валютном и экономическом союзе. МВФ уделяет больше внимания вопросам, представляющим общий интерес для стран определенных регионов (например, Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока, тихоокеанских островных государств или Центральной Америки). Это позволяет МВФ проводить сравнительный анализ изменений и мер политики по данному региону и анализ распространения шоков на уровне региона.
На глобальном уровне. МВФ осуществляет мониторинг состояния мировой экономики, экономической политики стран в глобальном контексте и изменений на международных рынках капитала. В этой деятельности по надзору МВФ также оценивает глобальные последствия наиболее значимых изменений в экономике и финансах, в том числе в таких областях, как рынки нефти и торговля.
|
|
Кредитование. Кредитования со стороны МВФ осуществляются следующими механизмами финансирования: договоренность о кредите «стэнд-бай» и механизм расширенного кредитования, специальные механизмы (механизм финансирования дополнительных резервов, механизм компенсационного финансирования, экстренная помощь), механизм для государств-членов с низким уровнем дохода (механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, механизм финансирования для преодоления внешних шоков).
Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введен в 1952г.) предназначен для урегулирования проблем платежного баланса, которые носят кратковременный характер. Срок обычно составляет 12-18 месяцев, юридический установленный максимум составляет 3 года.
Механизм расширенного кредитования (1974г.) обеспечивает более долговременную помощь в поддержку структурных реформ, направленных на урегулирование проблем платежного баланса, носящих более долговременный характер. Сроки обязательного погашения составляют 4,5 лет-10 лет.
Механизм финансирования дополнительных резервов (1997г.) обеспечивает кратковременную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы с платежным балансом в связи с внезапной, оказывающей разрушительное воздействие утратой доверия рынка. Это вид помощи доступен только как дополнение к обычной договоренности. Срок обязательного погашения составляет 2,5-3 года.
Механизм компенсационного финансирования (1963г.) покрывает недостаток доходов государства-члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерные высокие расходы на импорт зерновых, которые имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от государства-члена. Срок обязательного погашения составляет 3,5-5 года.
Экстренная помощь обеспечивает оперативную среднесрочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанная со стихийными бедствиями(1962г.), с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта (1995г.). Срок ожидаемого погашения – от 3 до 5 лет.
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (1999г.)обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса. Срок обязательного погашения составляет 5,5-10 лет.
Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2005г.) обеспечивает поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки. Срок обязательного погашения составляет 5,5-10 лет.
В целом. МВФ предоставляет кредиты странам, испытывающим трудности с платежным балансом. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-участницы могут получить кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Такими условиями являются сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.
Техническая помощь и подготовка кадров. МВФ помогает правительствам государств-членов формировать сильные директивные институты и инструменты экономической политики. МВФ служит международным форумом, в рамках которого государства-члены могут обсуждать изменения в экономике соответствующих стран, а также в глобальной экономике.
Текущие тенденции указывают на то, что экономическая и финансовая глобализация будет усиливаться, и все большая доля мировой экономики, скорее всего, будет приходиться на формирующиеся рынки. Особую системную значимость могут иметь такие зарождающиеся гиганты формирующегося рынка, как Индия и Китай. Кроме того, старение населения промышленно развитых стран приводит к сдвигу соотношения сбережений и инвестиций в международном масштабе, что может стимулировать больший объем трансграничных потоков капитала. Чтобы тщательно отслеживать эти изменения, МВФ продолжает совершенствовать свой анализ и рекомендации посредством более целенаправленного надзора, более глубокого изучения проблем валютных курсов и более качественного анализа финансовых секторов, устойчивости долговой ситуации и производных эффектов в региональном и глобальном масштабе.
|
|
В целях усиления своей работы в области финансовых рынков и рынков капитала МВФ предпринял ряд шагов, включая объединение своей деятельности в этих сферах в рамках нового департамента, который станет ведущим центром по всем аспектам работы МВФ в области финансовых рынков, рынков капитала и денежно-кредитных систем. Повышенное внимание к работе по вопросам финансового сектора и более тесная интеграция ее с макроэкономическим анализом МВФ являются краеугольным камнем среднесрочной стратегии.
Вопросы для самоконтроля:
1) Каковы цель и задачи создания МВФ?
2) Какова организационная структура МВФ?
3) Какие функции выполняет Совет управляющих МВФ?
4) Каков порядок назначения директоров в Исполнительный совет МВФ?
5) Как определяется размер квот государств-членов МВФ?
6) Что является базой для расчета суммы кредиты в МВФ?
7) Какие виды надзора осуществляет МВФ?
8) Какие механизмы используют МВФ при предоставлении кредитов?
9) Какие финансовые инструменты используются при кредитовании МВФ?
Тесты:
1. Организация, предназначенная для регулирования мировых валютно-кредитных отношений – это:
a) Всемирный банк
b) Банк международных расчетов
c) Международный валютный фонд
|
|
d) Мировой банк развития и реконструкции
e) Международная ассоциация развития.
2. Высший руководящий орган МВФ – это:
a) Международный валютно-финансовый комитет
b) Комитет по развитию МВФ
c) Совет управляющих
d) Исполнительный совет
e) Директор-распорядитель.
3. Руководящий орган, отвечающий за ведение дел МВФ – это:
a) Международный валютно-финансовый комитет
b) Комитет по развитию МВФ
c) Совет управляющих
d) Исполнительный совет
e) Директор-распорядитель.
4. При вступлении в МВФ страна-членн выплачивает взнос по подписке, который называется:
a) лимит
b) кредит
c) квота
d) процент
e) резерв
5. Каков процент резервных активов в размере квоты, выплачиваемой государством-членом МВФ?
a) 10 %
b) 15 %
c) 25 %
d) 50 %
e) 75 %.
6. Какие виды надзора осуществляет МВФ?
a) на микро-, мезо- и макро уровнях
b) на уровне страны, региона и глобальном уровне
c) на национальном, международном и мировом уровнях
d) на уровне страны, регионов и международном уровне
e) на уровне страны, отрасли и региона.
7. Кредит МВФ, который предназначен для урегулирования проблем платежного баланса и носят кратковременный характер, называется:
a) механизм расширенного кредитования
b) механизм финансирования дополнительных резервов
c) механизм компенсационного финансирования
d) механизм финансирования для преодоления внешних шоков
e) договоренность о кредите «стэнд-бай».
8.Долговременная помощь МВФ в поддержку структурных реформ, направленных на урегулирование проблем платежного баланса – это:
a) механизм расширенного кредитования
b) механизм финансирования дополнительных резервов
c) механизм компенсационного финансирования
d) механизм финансирования для преодоления внешних шоков
e) договоренность о кредите «стэнд-бай».
9. Долгосрочная помощь странам, с глубоко укоренившимися структурнымипроблемами платежного баланса, – это:
a) механизм расширенного кредитования
b) механизм финансирования дополнительных резервов
c) механизм компенсационного финансирования
d) механизм кредитования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту
e) механизм финансирования для преодоления внешних шоков.
10. Оперативная среднесрочная помощь МВФ для устранения проблемплатежного баланса – это:
a) механизм расширенного кредитования
b) механизм финансирования дополнительных резервов
c) механизм компенсационного финансирования
d) механизм финансирования для преодоления внешних шоков
e) механизм экстренной помощи.
Литература
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред.Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.
2. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.
3. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.
4. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.
5. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.
6. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.:Экономист, 2003. – с.356-357.
7. Годовой отчет МВФ за 2010год // Электронный-ресурс: www.inf.org/external /russian.