Типичные ошибки, допускаемые в процессе психологического консультирования, способы их устранения

Первый тип ошибок - неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

Ошибки первого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

· Ошибки неточной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди. В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которую ему передал клиент. Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно заранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, – это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что ему следует сообщать психологу-консультанту только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со своей стороны время от времени может повторно просить клиента сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.

· Ошибки неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента. Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант – даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме. Данные ошибки в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести их к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе рассказа клиента спрашивать о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

· Ошибки преждевременных выводов, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать поспешные заключения еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента. Заметить и предупредить эти ошибки можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности промежуточных выводов и резюме, предлагаемых психологом-консультантом, значит, консультант, по-видимому, поторопился, не приняв во внимание всего того, что уже сказал, а быть может, еще и не досказал, клиент.

· Ошибки неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом. Основная причина этих ошибок – недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда – просто забывание) того, что ему говорил клиент. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, – единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок:

• ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта,

• ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант личностно идентифицирует себя с клиентом, начинает, сам того не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

• ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Второй тип ошибок - неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению – такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту. В этой группе выделяются следующие ошибки:

· Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту. Эти ошибки являются следствием неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента; по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент, вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента, из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации информации о клиенте.

· Трудновыполнимые или практически не выполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту. Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций. Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Третий тип ошибок - неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, или совместно найденных решений.

Эти ошибки в психологическом консультировании возникают в том случае, когда клиент, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы. В этой группе выделяются следующие ошибки:

· Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему посоветовал делать психолог- консультант или того совместного решения, принятого на консультации.

Причина данной ошибки состоит в том, что, обсуждая практические рекомендации с клиентом по решению его проблемы, психолог-консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития. Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.

· Неправильные действия клиента, вызванные объективной невозможностью вести себя так, как ему казалось целесообразным в ситуации общения с психологом в силу, например, изменившихся условий жизни или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если консультант, прежде чем давать рекомендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнить полученные от психолога рекомендации или реализовать совместные решения.

Каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными.

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оценены его индивидуальные поведенческие особенности, и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций консультанта. Проводя психологическое консультирование и определяя характер затруднений клиента и сущность его проблемы, психологу-консультанту не следует рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним. Занимаясь толкованием рассказа клиента, психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в виде гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: