Философия и наука. В разделе, касавшемся специфики философии, мы отметили, что философия скорее мировоззрение, чем наука

В разделе, касавшемся специфики философии, мы отметили, что философия скорее мировоззрение, чем наука, хотя представление о ней как о науке и даже «науке наук» было распространено в истории, да и в настоящее время философию нередко называют наукой. Поэтому в завершении первой темы рассмотрим вопрос отношения этих двух форм духовной деятельности.

Наука – вид познавательной деятельности, представляющий собой развивающуюся систему знаний, связанных с открытием новых явлений и законов объективного, то есть существующего независимо от человека, мира. Первые научные знания появляются еще в Вавилоне, оттуда они перекочевали в Египет, а затем и в Грецию. Первых древнегреческих философов можно с полным основанием назвать учеными. Кому не известно имя Пифагора, например.

У науки и философии есть общие черты. Во-первых, они носят рациональный характер, их инструмент – мышление. Во-вторых, это системность: и философия, и наука представляют собой упорядоченную систему знаний. В-третьих, общей является теоретичность, характерная для обеих форм познания мира. В-четвертых, и научная, и философская деятельность требуют специальной подготовки, связанной с овладением системой понятий, принятой системой специального языка, методов исследования и т.д.

Но вот дальше придется говорить больше о тех различиях, которые и придают каждой форме свою специфику. В этом смысле очень показательны слова Бахтина о том, что философия начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Различия касаются очень многого. В частности, наука изучает отдельные фрагменты мира: у каждой науки есть своя область исследования, а до создания единой науки о мире пока еще очень далеко. Философия рассматривает мир как единое целое. При этом она, конечно, опирается на данные современных ей наук, сводит их воедино, но в результате получается не просто сумма научных знаний, а новое знание, включающее в себя весь опыт, накопленный человечеством в познании не только объективных явлений, но и субъективного мира человека.

Далее, наука исследует причины конкретных явлений, а философия при помощи фундаментальных понятий пытается ответить на вопрос о всеобщих основаниях Бытия, можно сказать даже, что она ищет причину мира как такового «почему есть нечто, а не ничто».

Наука открывает законы мира, философия способствует этому.

Наука опирается на эмпирические данные, на опыт, эксперимент. Философия представляет собой чистую теорию, это работа с понятиями, а фактами, как уже говорилось, становятся проверенные и доказанные факты наук и многовекового опыта человечества.

В науке постоянно появляются новые области исследования, философия ставит вечные вопросы, хотя это и не означает, что она лишена развития.

Наука стремится к формированию единого взгляда на мир, наличие разногласий в научном сообществе в конечном итоге разрешается появлением обоснованного истинного знания, принимаемого всеми учеными. В философии сосуществуют различные диаметрально противоположные точки зрения. Философский плюрализм – необходимая и неискоренимая атмосфера существования философии.

Наука стремится к получению объективного знания, то есть знания соответствующего действительности. Философское знание всегда ценностно окрашено.

В этом движении наука стремиться свести к минимуму влияние человека на результаты научных исследований, отразить мир таким, какой он есть вне зависимости от присутствия в нем человека. Для философии мир вне человека не существует, человек – центральное звено философских размышлений и теорий. В результате наука дает человечеству истину, философия обосновывает ценности человеческой культуры.

В науке старое отбрасывается, преодолевается в новых теориях, частично входя в них. Поэтому история развития науки интересна, в основном, лишь для тех, кто специально занимается этим вопросом. В философии история ее развития сохраняет свое непреходящее значение. Можно сказать, что философия это и есть история философии.

Соответственно для развития науки личность создателя научной теории не имеет большого значения. Результаты научных исследований безличны, открытие новых законов подготовлено всем предшествующим ходом развития науки и произойдет в любом случае. Иначе в философии: здесь важна личность создателя теории, ход ее мысли, особенности культурной обстановки, исторической эпохи. Философская продукция «штучна», а не массова.

Научная идея однозначна. Вы не можете «прочесть» ее по-своему. Философские идеи многозначны, могут иметь скрытый смысл, который будет истолкован, раскрыт и развит каждым последующим философом в соответствии со своим уровнем и своей глубиной понимания проблемы в любом направлении.

Как видим между наукой и философией больше различия, чем сходства. Однако и разорвать их связь на этом основании было бы опрометчиво. Если лишить философию опоры на научные знания, она рискует превратиться в схоластику, оторваться от жизни. Научность – средство философского исследования, а не его цель, конечно. Наука – фундамент философии, а философия – логико-гносеологическая основа, метаязык всех наук. Их отношение хорошо характеризует образ дерева, где ствол – философия, а ветви – различные науки.

Вопросы для размышления и самопроверки:

1. Л.Витгенштейн: цель философии есть логическое выяснение мыслей. Философия есть не учение, а деятельность, философский труд состоит, по существу, из пояснений. Результат философии – не «фило-софские предложения», но «выяснение смысла предложений». К какой специальной науке сводится здесь философия?

2. «…Предметом философского исследования является теперь уже не то познание, которое стремится знать все, как это было во времена Сократа, но рассудок как специальный объект, познавательная или способность». Согласны ли Вы с этим определением?

3. Кто прав?

Андрей. Я считаю, что философия изучает общие законы природы.

Сергей. А я думаю, что философия – это наука обо всем.

Елена: Я не согласна. Обшие законы изучает и физика, и социология. Если бы она изучала все, то другим наукам не осталось бы места. Считаю, что философия – наука о всеобщих законах мира.

4. «Философия есть ни что иное, как стремление к мудрости и истине…». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание?

5. «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

(Л.Фейербах. Избранные философские произведения. Т.1.1955.С. 202).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: