Религиозное мировоззрение – основные черты

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удвоении мира на естественный и сверхъестественный. Главная сила этого сверхъестественного мира - боги (политеизм) или Бог (монотеизм). Именно потустороннее становится смыслом, идеалом и ориентиром жизни земной, посюсторонней. Причем, это весьма эффективный способ обоснования ценностей человеческой жизни, поскольку все представления опираются на веру и фактически не могут быть ни обоснованы, ни опровергнуты разумом. С логической точки зрения обосновать можно и вечность, и совершенство, и абсолютную значимость Бога. Но с таким же успехом можно все эти положения и опровергнуть, ведь по определению речь идет о мире, который находится за пределами нашего непосредственного опыта, и, значит, практическая проверка наших предположений и умозаключений просто невозможна.

Как тип мировоззрения религия отличается образно-эмоциональным характером, типичным и для мифологического мировоззрения. Способ его существования является вера в сверхъестественное, священное начало. Непосредственное проявление вера находит в культе, системе ритуальных действий, являющихся необходимым признаком верующего человека.

Но в отличие от мифологического мировоззрения религиозное (особенно в наиболее развитых формах) не одухотворяет весь мир. Духом пронизан мир, но сам дух – есть высшее в нем. Духом может быть наделен и человек, но это результат работы его души, стремления к возвышенному, святому, к Богу. Поэтому основное значение приобретает этическая направленность религиозных взглядов, формирование духовного мира человека, тех чувств, которые помогают строить отношения с другими людьми: сострадание, любовь, совесть, терпимость, надежда, милосердие и т.д.

В результате религиозное мировоззрение ориентировано уже не на массу, не на толпу, а на личность, ищущую свой путь в жизни. Кроме того, если мифологические представления фактически программируют жизнь (миф и есть сама жизнь), то религиозная деятельность, религиозные обряды, ритуалы, и иные способы культового поведения не охватывают всего многообразия форм человеческой деятельности. Человек свободен в своем выборе, в его жизни большую роль играют светские (нерелигиозные) взгляды, действия, религия же касается духовной стороны человеческого существования.

В истории духовной жизни тайну религиозного сознания пытались понять многие мыслители. Например, З. Фрейд считал Бога возвысившимся отцом, позволяющим каждому человеку, слабому и в душе остающемуся ребенком, почувствовать себя надежно защищенным от превратностей судьбы, от необходимости принимать самостоятельные решения и в конечном итоге от ответственности.

По мнению Фейербаха, человек переносит на небо, на Бога все самые лучшие свои качества, обедняя тем самым себя. Однако нелишне добавить, что тем самым человек, слабый, несовершенный, смертный, получает прекрасный идеал, к которому можно стремиться, бесконечно совершенствуясь.

К. Маркс, развивая атеистические идеи, утверждал, что религия – иллюзия, необходимая для того, чтобы оправдать и облегчить земные страдания человека, это «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира». С увеличением степени человеческой свободы в ходе становления коммунистического общества религиозные иллюзии должны за ненадобностью исчезнуть.

Напротив, по мнению Гегеля, Канта религия является необходимой составляющей человеческой жизни, она тождественна представлению о пути, о духовном совершенствовании человека, о становлении собственно человеческой системы ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: