Сущность религиозного мировоззрения состоит в удвоении мира на естественный и сверхъестественный. Главная сила этого сверхъестественного мира - боги (политеизм) или Бог (монотеизм). Именно потустороннее становится смыслом, идеалом и ориентиром жизни земной, посюсторонней. Причем, это весьма эффективный способ обоснования ценностей человеческой жизни, поскольку все представления опираются на веру и фактически не могут быть ни обоснованы, ни опровергнуты разумом. С логической точки зрения обосновать можно и вечность, и совершенство, и абсолютную значимость Бога. Но с таким же успехом можно все эти положения и опровергнуть, ведь по определению речь идет о мире, который находится за пределами нашего непосредственного опыта, и, значит, практическая проверка наших предположений и умозаключений просто невозможна.
Как тип мировоззрения религия отличается образно-эмоциональным характером, типичным и для мифологического мировоззрения. Способ его существования является вера в сверхъестественное, священное начало. Непосредственное проявление вера находит в культе, системе ритуальных действий, являющихся необходимым признаком верующего человека.
|
|
Но в отличие от мифологического мировоззрения религиозное (особенно в наиболее развитых формах) не одухотворяет весь мир. Духом пронизан мир, но сам дух – есть высшее в нем. Духом может быть наделен и человек, но это результат работы его души, стремления к возвышенному, святому, к Богу. Поэтому основное значение приобретает этическая направленность религиозных взглядов, формирование духовного мира человека, тех чувств, которые помогают строить отношения с другими людьми: сострадание, любовь, совесть, терпимость, надежда, милосердие и т.д.
В результате религиозное мировоззрение ориентировано уже не на массу, не на толпу, а на личность, ищущую свой путь в жизни. Кроме того, если мифологические представления фактически программируют жизнь (миф и есть сама жизнь), то религиозная деятельность, религиозные обряды, ритуалы, и иные способы культового поведения не охватывают всего многообразия форм человеческой деятельности. Человек свободен в своем выборе, в его жизни большую роль играют светские (нерелигиозные) взгляды, действия, религия же касается духовной стороны человеческого существования.
В истории духовной жизни тайну религиозного сознания пытались понять многие мыслители. Например, З. Фрейд считал Бога возвысившимся отцом, позволяющим каждому человеку, слабому и в душе остающемуся ребенком, почувствовать себя надежно защищенным от превратностей судьбы, от необходимости принимать самостоятельные решения и в конечном итоге от ответственности.
|
|
По мнению Фейербаха, человек переносит на небо, на Бога все самые лучшие свои качества, обедняя тем самым себя. Однако нелишне добавить, что тем самым человек, слабый, несовершенный, смертный, получает прекрасный идеал, к которому можно стремиться, бесконечно совершенствуясь.
К. Маркс, развивая атеистические идеи, утверждал, что религия – иллюзия, необходимая для того, чтобы оправдать и облегчить земные страдания человека, это «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира». С увеличением степени человеческой свободы в ходе становления коммунистического общества религиозные иллюзии должны за ненадобностью исчезнуть.
Напротив, по мнению Гегеля, Канта религия является необходимой составляющей человеческой жизни, она тождественна представлению о пути, о духовном совершенствовании человека, о становлении собственно человеческой системы ценностей.