Специфика философского подхода к проблеме человека

Представители самых разных наук обращаются к проблеме человека. Это одна из ведущих тем этики, эстетики, литературы и искусства. Общественные науки исследуют его как активный элемент социальной системы. Естественные дисциплины проявляют интерес к человеку как продукту биологической эволюции, как организму с присущей ему генетической программой и определенным диапазоном изменчивости, как компоненту биосферы и т.д. Технические науки занимаются проблемой человека в связи с разработкой систем контроля, управления, коммуникаций, в связи с созданием устройств, имитирующих некоторые человеческие функции.

Можно сказать, что все эти знания носят описательный, фрагментарный характер. Не случайно представители экзистенциализма отмечали, что человек во всей своей конкретно-исторической целостности остается за пределами научного познания. Так, К.Ясперс считает естественнонаучное знание лишь "скорлупой", которой не стоит и заниматься. Человек всегда больше того, что он о себе знает и может знать.

На уровне целостной системы появляются новые качества, которые несводимы к сумме качеств составных частей целого. Именно это новое качество целого требует философского уровня познания человека.

Специфика философского отношения к проблеме человека состоит не в толковании частнонаучного знания. Ее особый угол зрения связан с сущностным анализом проблемы. Задача философии - создание наиболее общей концепции человека в его конкретно-исторической целостности и неповторимости с учетом того, что чело-век - это не просто объект изучения, но субъект действия, которое становится реальным лишь при особом сочетании идеалов, ценностных установок и волевых усилий. Это предполагает раскрытие проблемы человека через проникновение в специфику соотношения телесного и духовного, социального и биологического, субъективного и объективного.

Особенностью философского анализа является (и это главное), рассмотрение человека через призму системы культур и ценностей. В результате философская концепция человека оказывается методологической основой частнонаучного знания о человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: