double arrow

Проблема человека в историко-философском развитии

Почти все выдающиеся мыслители прошлого включали в свои системы учение о человеке. В истории европейской философии проблема человека и его сущности известна еще с древнегреческого периода. Софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики, эпикурейцы - все они ставили и пытались решить проблему сущности человека, нравственности, судьбы, бессмертия, души, воспитания, счастья.

Общими для всех учений являлись следующие характерные представления того времени, наиболее ярко выраженные в философии Сократа, впервые сделавшего человека основным предметом исследования: космоцентризм - человек рассматривался как природное существо, космос - образец гармонии, в соответствии с которой и должен строить свою жизнь человек;

человек свободен в выборе пути, начертанном природой;

этический подход к человеку;

признание знания основой нравственности, невежество - главная причина отсутствия добродетели; зло - то, что отличает

человека от природы;

в основе понимания принципов нравственности лежит знание самого себя - самосознание ("Познай самого себя...);

рационализм в решении проблем человека.

Представления Сократа о человеке являются непрямым ответом на вопрос "что есть человек?". Его отличительными чертами должны быть поиск самого себя, способность дать ответ себе и другим, ответственность, моральность, справедливость и мужество.

При этом исследование человека не может осуществляться по аналогии с природой в терминах объективных свойств, поскольку человека можно описать лишь в терминах его сознания.

Интересными чертами философии Платона явились его представления о человеке как единстве бессмертной души и смертного тела. Добро - высшая, а зло - низшая части души. Душа переселяется в тело из мира идей, она бессмертна.

Софисты известны как авторы формулы: "Человек есть мера всех вещей", а от Аристотеля до нас доходит определение человека как политического животного.

В эпоху средневековья проблема человека, его души, добродетели и греха, жизни, смерти и бессмертия становится центральной. Но человек понимается не как независимая самостоятельная сущность, а как творение Бога, подвластное ему, зависимое от его благодати. Можно говорить о ветхом и новом человеке - т.е. плотском и духовном. До грехопадения дух и тело были в гармонии, а теперь человек должен одухотворить свое тело, стать поистине "образом божьим".

Интересно представление русского православного философа В.Соловьева об априорности постулата христианства о божественной сущности человека. В реальной действительности появление такого человека возможно лишь в будущем. Для этого необходимо осознать абсолютное совершенство и стремиться к соединению с ним. Поскольку человек является и природным существом, возможны три стадии совершенствования: душевность, ум; духовность; чистый Дух. Характерно, что не человек является творением Бога, а в самом человеке содержится божественное. Творит не Бог, а "душа мира", в которой есть и божественное начало, и "тварное бытие", ответственное за грехопадение. Благодаря этому человек и получает свободу выбора.

Философия Возрождения в противовес средневековой идее о зависимости человека от Бога приходит к утверждению самоценности человеческой личности, к поиску индивидуальности. Вера в неограниченную творческую мощь человека, его способность самому определять свою судьбу, внушает оптимизм, определяет общее настроение эпохи.

Новое Время приносит более трезвое отношение к человеку: он противоречив, велик и ничтожен. Социальные катаклизмы вызывают настроение пессимизма и трагизма в восприятии мира. Тема жизни и смерти становится вновь актуальной. уходит от цельности в представлении о человеке, утверждается дуализм души и тела. Тело - подобие машины, автомат, а душа - бессмертна и неделима. Душа как правило отождествляется с сознанием. Появляются и материалистические теории, в соответствии с которыми человек определяется законами механики и в принципе не имеет существенного отличия от животных.

Просвещение - это эпоха рационализма и в целом оптимистической оценки человека, его природы и возможностей. Всех мыслителей 18 века как религиозных, так и атеистов объединяет вдохновляющая вера в силу человеческого разума, способность с помощью знаний избавиться от несправедливости, угнетения. К особенностям этой эпохи относится понимание человека как общественного существа, а не одиночки и разумный эгоизм – признание роли личного интереса в деятельности.

Как писал английский философ-материалист Д.Локк, при рождении человека его сознание есть не что иное, как " tabula rasa " - чистая доска, на которой пишет свои письмена общество /воспитатели, господствующие в его кругу взгляды и мнения/. Если общество построено на справедливых началах, если ребенка с детства учат добру, то злу будет неоткуда взяться. В хорошем обществе вырастают честные и бескорыстные люди, ведь человек от природы добр, только дурные нравы, дурное социальное устройство делает граждан порочными. Этот социальный оптимизм был полностью опровергнут как философами последующих эпох, так и социальной практикой.

У Канта дуализм человеческого существования выражается в том, что он принадлежит двум мирам: природному, в котором он не свободен, подчинен естественным законам /необходимости/, и миру свободы, т.е. нравственности, где он действует, повинуясь внутреннему стремлению к Добру.

В марксизме главным предметом рассмотрения становятся не естественно-природные качества человека, а его социальная природа. Человек рассматривается через призму общественных отношений, утверждается, что личность является их совокупностью.

В современной философии человек нередко оказывается центральным звеном и целью философской системы - антропологической философии. Человек - это "мир человека", его постижение связывается с рассмотрением вопросов его существования - тех знакомых всем особенностей человеческой жизни (страх, одиночество, любовь, свобода и т.д.), вне которых ее невозможно представить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: