Чувственное и рациональное в познании

Следующая важнейшая проблема – процесс познания как отражение особенностей мира в сознании человека. Какими средствами мы располагаем? В первую очередь, мы воспринимаем мир на уровне органов чувств. Они – единственный канал нашей связи с миром. Именно здесь происходит взаимодействие с предметным миром, в ходе которого внешнее, объективное, переходит во внутреннее, субъективное. Здесь формируется чувственный образ объекта. Он субъективен и не является точной копией предмета отражения. Он не дает нам возможность понять суть объекта, это яркая картинка единичного.

В дальнейшем образ становится основой мыслительной деятельности нашего сознания. Это рациональный уровень познания, на котором происходит систематизация образов, их анализ, формируется понятие о предмете, дающее возможность абстрагироваться, отвлечься от деталей и постараться постичь сущность объекта. Яркость уходит, вместе с ней исчезает конкретность единичности. Но появляется представление об общем. Способность мышления отвлекаться от несущественного приводит к утрате связи с предметом, он становится мыслительной схемой, которая может оказаться весьма произвольной. Это один из источников наших заблуждений и фантазий.

Что же получается? Предметы окружающего нас мира непосредственно даны лишь в ощущении. Из этого в свое время был сделан вывод о том, что именно и только чувственное познание дает нам истину. Это позиция сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах». Чувства и опыт – источник знания, только ощущения дают истинное знание. Рассудок лишь систематизатор чувственных данных, но в силу субъективизма он часто ошибается. Сознание - чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Таких взглядов придерживались Бекон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.

Противоположная позиция – рационализм (Декарт, Спиноза), смысл которого выражен Лейбницем: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах, кроме самого разума». Разум всесилен, истинное знание можно получить лишь на его основе, на основе логики. По мнению Декарта, Я – субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении: «я мыслю, следовательно я существую». Математик силой ума решает задачи, философ постигает истину. Главное – соблюдать правила отыскания истины: считать ею то, что ясно для ума и не вызывает сомнения; каждую проблему разделить на части; начинать движение к истине от простого к сложному; во всех областях знания составлять общий обзор фактов, чтобы ничего не упустить из уже открытого. А чтобы не ошибиться, все подвергать сомнению – методу отыскания достоверного знания.

Безусловно, обе эти позиции – крайности. Не случайно с критикой обеих выступил Кант: чувственное и рациональное - два ствола в человеческом знании, истинные знания лишь на основе синтеза того и другого. Ощущения без рассудка слепы, понятия рассудка без ощущений пусты. Именно на позиции единства двух ступеней познания стоит и современная гносеология.

Формами чувственной ступени являются ощущение – внутренний, субъективный образ отдельных свойств, качеств предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие –образ этого предмета в целом, представление - способность психики воспроизводить образ, который в данный момент не воздействует на наши органы чувств.

К формам рационального познания относятся понятие - абстракция, фиксирующая существенные признаки данного класса предметов, суждение - форма мысли, в которой нечто утверждается или отрицается относительно предметов, умозаключение - форма мысли, когда на основе одного или нескольких суждений выводятся другие, дающие новое знание.

У ощущений есть важное преимущество: они существуют в момент взаимодействия субъекта с объектом, поэтому представляют собой непосредственную действительность. Они богаче, ярче по содержанию. Понятия не имеют чувственно конкретной формы, устойчивы и сохраняются независимо от конкретной ситуации. Зато понятия глубже, ближе к сущности. Вместе с тем, конечно же, невозможно оторвать чувственное восприятие от мышления. Они настолько тесно связаны, что можно сказать, что нет чистого чувственного созерцания. Оно в той или иной степени пропитано рациональной составляющей, порой даже навязаны ею, когда наши смутные ощущения упорядочиваются и подводятся под понятие (задумайтесь: как мы назвали предмет, так и будем его воспринимать).

Рациональная ступень наполнена чувственными образами, которые не являются застывшими слепками предметов. Они постоянно меняются в связи с эмоциональными оценками, целями нашей деятельности. В то же время сами понятия могут существовать и без непосредственного чувственного опыта. Это относится не только к пустым понятиям, у многих из которых есть вторичные, образные представления, наши фантазии на заданную тему, например, сказочных, мифологических представлений. Но ведь мы не наблюдали и бесконечности, и пространства как такового, и времени, и количества, и качества, а понятие об этом есть. Не видя возможности объяснить происхождение подобных понятий из непосредственного чувственного опыта, Кант назвал их априорными, то есть данными до опыта, врожденными.

На уровне рациональной ступени познания принято различать рассудок и разум. Рассудок представляет собой способность к операциям с понятиями и суждениями. Он предпочитает заданные схемы, шаблоны, позволяет проводить анализ, правильно классифицировать факты. Разум рассматривается как высшая способность к познанию. Это уровень синтеза знаний, он лежит в основе творческой деятельности, связан с ценностями, с областью бесконечного и безусловного.

Рассмотрение вопроса о средствах нашего познания было бы не-полным, если бы мы не упомянули интуицию. Она представляет собой внезапное усмотрение истины без каких-либо доказательств. К условиям, в которых возникает интуитивное прозрение, схватывание сути относятся не только наличие проблемной ситуации, поисковой детерминации у субъекта, но и глубокие знания, а также наличие подсказки, проявляющейся часто в символической форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: