double arrow

Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза

Что есть человек? Какова его природа и сущность? Возможность ответа на поставленные вопросы дает обращение к первоначалу - происхождению человека и общества. В философии это называется проблемой антропосоциогенеза /генезис - происхождение, антропос - человек, социум - общество/. Каковы данные науки, осмысленные философией, и собственно философские идеи на этот счет?

Известно, что на протяжении тысячелетий господствовала теория Божественного происхождения человека. Только вмешательством сверхъестественных сил можно было объяснить появление существа, способного мыслить, творить, изменять окружающий мир, жить, повинуясь не биологическим, а социальным и нравственным законам. В этом сходились все религии. Трудно назвать философов и мыслителей вплоть до 19 века, до эпохальной эволюционной теории Дарвина, которые создали бы убедительные антитеологические теории на этот счет. Теория эволюции видов казалось бы представила научные факты, опровергавшие тысячелетние заблуждения человечества.

Сущность эволюционной теории заключается в том, что приспособляемость является результатом многовекового естественного отбора, сохраняющего наиболее совершенных особей. Доказательством теории Дарвина явилось бы обнаружение множества промежуточных межвидовых экземпляров, однако вплоть до сегодняшнего дня найдено всего два: утконос и дикобраз. Дарвин предполагал, что палеонтологические изыскания последующего времени восполнят данный пробел. Однако этого не произошло. Кроме того, эволюция по Дарвину требует такого времени, которое значительно превышает время существования Земли.

Попыткой обновить дарвинизм явилось создание синтетической теории эволюции, учитывающей достижения генетики. Единицей естественного отбора в ней является не особь, а популяция. Природа создавала первичные особи одновременно с первичными видами, биоценозами, биосферой.

Естественнонаучной критикой эволюционного принципа, явилась в ХХ веке так называемая сальтационистская концепция, опирающаяся на некоторые современные достижения молекулярной биологии, кариосистематики, биологии развития, палеонтологии. В результате место творческой роли естественного отбора занимают случайные явления, например, глобальные катастрофы, вызывающие повышение радиационного фона Земли. Поскольку сальтационизм и катастрофизм отрицают наличие переходов, преемственности между видами, то под сомнение ставится и вопрос о происхождении человека путем эволюции из животного мира.

В соответствии с современными данными археологии и палеонтологии об эволюции гоминид, убедительных научных фактов о происхождении человека от обезьяны не существует. Постепенная эволюция человекообразных обезьян начиная с рамапитеков продолжается вплоть до неандертальца, который еще не был биологически тождествен современному человеку, хотя и производил примитивные орудия труда - он не обладал ни членораздельной речью, ни сознанием. Начиная с 75 тыс. лет до 40 тыс. лет назад неандертальцы не эволюционировали, а за 5 тыс. лет - на рубеже от 40 тыс. лет до 35 тыс. лет назад вдруг превратились в людей современного типа, что биологически невозможно объяснить. Ссылки на многократную мощную радиацию не-удовлетворительны, ведь мутации - это случайные, ненаправленные изменения, отклонения от наследственности, а в результате сложилась принципиально отличная от обезьяньей морфофизиология, организм, в котором и мозг, и приспособленная к членораздельной речи гортань, и обменные процессы составляют взаимно согласованное единство. Кроманьонец - тип современного человека - появляется внезапно, и нет никаких оснований связывать его генетически с неандертальцем. Неудивительно, что креационистская теория (о сотворении человека) так широко распространена во всем цивилизованном мире - она находится в соответствии с научными фактами и не требует дополнительных гипотез.

Будучи естественнонаучной теорией, дарвинизм послужил основой марксистской трактовки происхождения человека. Если у Дарвина шла речь об антропогенезе, то в марксизме - об антропосоциогенезе. В марксизме доказывается значение трудовой деятельности для формирования сознания и общества. Появление общества означает конец природной эволюции и переход к социальному наследованию, прекращение действия закона естественного отбора.

Факторами антропосоциогенеза становятся:

1. Трудовая деятельность, как единство материальных и духовных моментов (пчела и архитектор). Труд, по Марксу, это целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение общественных потребностей посредством преобразования вещества природы. Это биологически неспециализированная деятельность (воздействие предметами, а не частями тела). Для труда характерно систематическое использование орудий труда и их производство, активность в преобразовании, а не только в использовании природы, целесообразность и общественный характер.

2. Членораздельная речь - условие формирования абстрактного, понятийного мышления. Выражая свои мысли в словах, человек получает возможность относиться к мысли (субъективной и неуловимой) как к объективному предмету, анализировать и изучать его. Недаром К.Маркс определяет язык как материализовавшееся сознание (мышление), которое обретает предметную определенность для других и для самого субъекта. Членораздельная речь поднимает общение людей на качественно иную ступень.

3. Общение - взаимодействие людей, значение которого настолько велико, что можно сказать - вне общения невозможно становление и существование человека. Уникальность человека не в меньшей степени, чем в труде и языке проявляется в социальности. История о мальчике Маугли, взращенном зверями - всего лишь сказка, в реальности Маугли никогда не вернуться в человеческий мир - ни говорить, ни мыслить по-человечески он уже не сумеет.

Современные философские теории сторонников эволюционизма не сводят причины формирования человека и общества к предметной трудовой деятельности, производству орудий труда. Ведь сам труд, по определению, является целеполагающей деятельностью, которая невозможна без сознания. В триаде: труд - язык - общение не удается выделить главной причины, все они взаимосвязаны, предполагают и формируют друг друга.

Именно философами была выдвинута идея о невозможности трактовать появление сознания как результат естественной эволюции. Сознание приходит на смену инстинктивной деятельности, вытесняя ее и превращая человека в биологически уязвимое существо. Человек - это больное животное и непонятно, что могло привести к замене эффективной рефлеторной деятельности сознанием. Если сознание нужно для приспособления к среде и выживаемости, то необъяснимо - почему мозг человека получил такой потенциал, не реализуемый и сегодня.

Биологическая эволюция не проясняет причин появления мышления (сознания), культуры, нравственности, сложных социальных структур.

Следует отметить, что в современном мире популярность приобрели и теории внеземного происхождения человека. Масштабный эксперимент с пробирочным человеком, Земля как место для неполноценных в моральном отношении представителей иных цивилизаций - эти и другие подобные идеи становятся не только элементами творчества писателей - фантастов, но и сторонами самосознания современного человека. Однако теории внеземного происхождения человека неудовлетворительны уже потому, что ограничиваются предположениями о происхождении человека на Земле, в то время как вопрос о происхождении человека вообще, в том числе и экспериментаторов из космоса, остается открытым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: