Тема 7. Философская антропология как учении о сущности, смысле жизни и назначении человека

Лекционный курс – 1 час, самостоятельная работа – 20 часов

Рассматриваются различные варианты решения загадки происхождения и сущности человека (дарвинизм, психоаналитическая, деятельностно-трудовая, креационистская), соотношение биологического и социального в человеке, понятие духовности, основные проблемы человеческого существования – смысла жизни, свободы и ответственности, счастья.

Вопросы темы:

1.Специфика философского подхода к проблеме человека

2. Проблема человека в историко-философском развитии

3. Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза

4. Биологическое и социальное в человеке, сущность человека

5. Духовность - сущностное качество личности

6. Личность и свобода

7. Проблемы человеческого существования

8. Философская антропология как современная философия

Проблема человека - проблема проблем в современном мире. Она привлекала к себе внимание мыслителей на протяжении веков. Но сегодня вне всякого сомнения изучение человека становится актуальным и для философии, и для всего гуманитарного знания, и даже для наук технических. И не только как волнующая проблема самосознания, но как жизненная необходимость. Причина ясна: резкое увеличение объема человеческой деятельности наряду с количественным увеличением населения планеты приводит нередко к катастрофическим последствиям. Это обстоятельство вызывает интерес не только к проблемам экологии, но и к проблемам самого человека и перспектив его развития, поскольку именно человеческая деятельность становится новым геологическим фактором, сравнимым по своим последствиям с известными природными процессами и превосходящим их. Противоречие мотивов деятельности и ее результатов, известное с давних времен ("благими намерениями вымощена дорога в ад"), приобретает сегодня особую остроту в силу той технической мощи, которой достигло человечество.

Немаловажное значение для актуализации проблемы человека имеет и ряд факторов иного порядка, связанных с изменением в духовной сфере. Образование, средства массовой информации, сами условия труда, требующие все больших интеллектуальных затрат, появление свободного времени приводит к тому, что вопросы "кто я?", "зачем я?" и др. становятся предметом размышления даже тех, кто традиционно в силу профессиональных особенностей был всегда далек от них. Чувствуя свое одиночество, усугубляемое толпой, человек невольно обращается к вопросам смысла жизни. Творя новые технические системы, он размышляет о гуманистичности плодов своего труда. Участвуя в политической деятельности, нельзя не задуматься о роли личности, о соотношении свободы и необходимости в своих действиях; вечное занятие воспитанием детей порождает вопросы ответственности перед ними и будущим. Таким образом, решение сегодняшних проблем нуждается в человеке думающем, ищущем себя, взыскующем ответов на вопросы, связанные с пониманием человека и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: