На уровень ДЗ влияет следующие факторы, управление которыми необходимо для управления ДЗ:
1. Виды выпускаемой продукции, спрос на нее и маркетинговая политика п/п.
2. Виды покупателей продукции п/п и особенности работы с ними.
3. Налоговое законодательство, касающееся предоставление возможности списания просроченных долгов
В соответствии с этим, в процессе управления дебиторской задолженностью необходимо:
1) Проводить непрерывный текущий анализ ДЗ и ее видов, сформированных по покупателям, по срокам возникновения и по видам готовой продукции.
2) Осуществлять прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
3) Применять определенные приемы списания и продажи безнадежных долгов и ускорения востребования долгов.
4) Вести непрерывную работу с покупателями.
Приемы управления ДЗ:
1. О ценка реального состояния ДЗ и списания просроченных безнадежных долгов – ведется отдельно по группам ДЗ, сформированным в соответствии со сроками ее возникновения.
|
|
Реестр старения ДЗ
Классификация ДЗ по срокам возникновения, дни | Сумма ДЗ, тыс.руб. | Удельный вес ДЗ в общей сумме, % | Вероятность безнадежных долгов, % (рассчитывается из статистического анализа) | Сумма безнадежных долгов, тыс.руб. (2столб*4столб) | Реальная величина ДЗ, тыс.руб. |
0-30 | 43,82 | ||||
30-60 | 26,29 | ||||
60-90 | 21,91 | ||||
90-120 | 4,38 | ||||
120-150 | 2,19 | 12,5 | 37,5 | ||
150-180 | 0,88 | ||||
180-360 | 0,44 | 7,5 | 2,5 | ||
Свыше 360 | 0,09 | 1,9 | 0,1 | ||
ИТОГО | 125,9/2282=5,52 | 125,9 | 2156,1 |
2. С кидки в контрактах – при работе с покупателями чаще всего применяется метод скидок, как вознаграждение за предоплату по договору поставки. Предложение скидок оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли в долгосрочном периоде; если п/п испытывает дефицит ликвидности, то скидки могут быть предоставлены с целью ее повышения в краткосрочном периоде, даже если эффект от них в долгосрочной перспективе будет отрицательный; если система скидок за ускорение платы более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную плату.
При расчете варианта скидки необходимо учитывать следующее:
a) Затраты п/п. связанные с обслуживанием краткосрочного кредита, привлекаемого для финансирования ТФП, в случае отказа от варианта скидок;
b) Издержки, которые будет нести п/п в случае отсрочки платежа;
c) Реальные потери в связи с предоставлением скидок;
d) Реальный доход, который могло получить п/п от непрерывного производства и реализации продукции в случае предоставления скидок.
|
|
Необходимо выбирать тот вариант, при котором финансовый результат будет более привлекателен, т.е. либо потери – минимальны, либо доходы – максимальны.
Сравнительная таблица финансовых результатов политики предоставления скидок
Показатели | Вариант 1 (без скидки) | Вариант 2 (со скидкой) |
1. сумма контракта | ||
2. размер ДЗ | ||
3. издержки от инфляции | - | |
4. издержки от составления скидок | - | |
5. издержки от привлечения кредита | - | |
6. возможный доход от вложения досрочно полученных средств | ||
7. реально полученные денежные средства в результате предоставлении скидки | ||
ИТОГ (ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ) |
3. Ф акторинг – услуга, предоставляемая банком или фактор-фирмой по покупку долговых обязательств (в том числе ДЗ) у физ. и юр. лиц.
Существует два вида факторинга:
1. Без финансирования, когда п/п продает ДЗ после наступления срока ее оплаты (просроченную ДЗ).
Стоимость такой услуги = Ср ДЗ * комиссионные %
2. Факторинг с финансированием – когда п/п продает ДЗ до наступления срока оплаты. По сути осущ-ся процесс кредитования на срок, остающийся до даты оплаты по договору.
Стоимость услуги = Ср ДЗ * комис + (Ср ДЗ – Ср ДЗ* комисс)*% по кредиту
Эф-ая год.ставка фак-га = (год.ст-ть / факт. получ. сумма ДЗ)*100%
4. Учет векселей – покупка векселей по индоссаменту коммерческими банками с дисконтом до наступления срока их оплаты. [10,9,11, 5,6]