Тема 5. Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)

На уровень ДЗ влияет следующие факторы, управление которыми необходимо для управления ДЗ:

1. Виды выпускаемой продукции, спрос на нее и маркетинговая политика п/п.

2. Виды покупателей продукции п/п и особенности работы с ними.

3. Налоговое законодательство, касающееся предоставление возможности списания просроченных долгов

В соответствии с этим, в процессе управления дебиторской задолженностью необходимо:

1) Проводить непрерывный текущий анализ ДЗ и ее видов, сформированных по покупателям, по срокам возникновения и по видам готовой продукции.

2) Осуществлять прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

3) Применять определенные приемы списания и продажи безнадежных долгов и ускорения востребования долгов.

4) Вести непрерывную работу с покупателями.

Приемы управления ДЗ:

1. О ценка реального состояния ДЗ и списания просроченных безнадежных долгов – ведется отдельно по группам ДЗ, сформированным в соответствии со сроками ее возникновения.

Реестр старения ДЗ

Классификация ДЗ по срокам возникновения, дни Сумма ДЗ, тыс.руб. Удельный вес ДЗ в общей сумме, % Вероятность безнадежных долгов, % (рассчитывается из статистического анализа) Сумма безнадежных долгов, тыс.руб. (2столб*4столб) Реальная величина ДЗ, тыс.руб.
0-30   43,82      
30-60   26,29      
60-90   21,91      
90-120   4,38      
120-150   2,19   12,5 37,5
150-180   0,88      
180-360   0,44   7,5 2,5
Свыше 360   0,09   1,9 0,1
ИТОГО     125,9/2282=5,52 125,9 2156,1

2. С кидки в контрактах – при работе с покупателями чаще всего применяется метод скидок, как вознаграждение за предоплату по договору поставки. Предложение скидок оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли в долгосрочном периоде; если п/п испытывает дефицит ликвидности, то скидки могут быть предоставлены с целью ее повышения в краткосрочном периоде, даже если эффект от них в долгосрочной перспективе будет отрицательный; если система скидок за ускорение платы более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную плату.

При расчете варианта скидки необходимо учитывать следующее:

a) Затраты п/п. связанные с обслуживанием краткосрочного кредита, привлекаемого для финансирования ТФП, в случае отказа от варианта скидок;

b) Издержки, которые будет нести п/п в случае отсрочки платежа;

c) Реальные потери в связи с предоставлением скидок;

d) Реальный доход, который могло получить п/п от непрерывного производства и реализации продукции в случае предоставления скидок.

Необходимо выбирать тот вариант, при котором финансовый результат будет более привлекателен, т.е. либо потери – минимальны, либо доходы – максимальны.

Сравнительная таблица финансовых результатов политики предоставления скидок

Показатели Вариант 1 (без скидки) Вариант 2 (со скидкой)
1. сумма контракта    
2. размер ДЗ    
3. издержки от инфляции   -
4. издержки от составления скидок -  
5. издержки от привлечения кредита   -
6. возможный доход от вложения досрочно полученных средств    
7. реально полученные денежные средства в результате предоставлении скидки    
ИТОГ (ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)    

3. Ф акторинг – услуга, предоставляемая банком или фактор-фирмой по покупку долговых обязательств (в том числе ДЗ) у физ. и юр. лиц.

Существует два вида факторинга:

1. Без финансирования, когда п/п продает ДЗ после наступления срока ее оплаты (просроченную ДЗ).

Стоимость такой услуги = Ср ДЗ * комиссионные %

2. Факторинг с финансированием – когда п/п продает ДЗ до наступления срока оплаты. По сути осущ-ся процесс кредитования на срок, остающийся до даты оплаты по договору.

Стоимость услуги = Ср ДЗ * комис + (Ср ДЗ – Ср ДЗ* комисс)*% по кредиту

Эф-ая год.ставка фак-га = (год.ст-ть / факт. получ. сумма ДЗ)*100%

4. Учет векселей – покупка векселей по индоссаменту коммерческими банками с дисконтом до наступления срока их оплаты. [10,9,11, 5,6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: