Классы неорганических соединений. Свойства кислот, оснований, солей

Практическое занятие № 3

Цель: изучение свойств кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.

Знать:

  1. Состав, свойства и номенклатуру кислот, солей и оснований
  2. Диссоциацию кислот, солей и оснований.

Уметь:

  1. Составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах
  2. Объяснять протекание реакций и делать вывод.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, спиртовки.

ТСО: таблица «Ряд напряжений металлов», таблица «Растворимость солей и оснований в воде».

Реактивы: растворы кислот, солей, щелочей, индикаторы, металлы.

Ход работы:

  1. Получить у преподавателя набор реактивов, состоящих из растворов кислот, солей, щелочей, индикаторы, металлы (активные и неактивные).
  2. Изучить свойства представленных солей, кислот и оснований по схеме:

           
   
   
 
 
СОЛЬ
 


а) При выполнении опытов студент должен руководствоваться таблицей «Ряд напряжений металлов», «Растворимость солей и оснований в воде».

б) При проведении опытов в пробирку вначале наливают исследуемое вещество (кислоту, соль или основание) в количестве 0,5 мл (4-5 капель), а затем приливают реактив в количестве 0,5 мл и наблюдают за реакцией.

в) Исключение составляет проведение реакций нейтрализации (взаимодействие кислоты с щелочью). Эту реакцию необходимо наблюдать, поэтому вначале в пробирку наливают 0,5 мл щелочи, добавляют 1-2 капли фенолфталеина, а затем 0,5 мл кислоты.

  1. Получить опытным путем амфотерный гидроксид и изучить его свойства по схеме:


Полученный амфотерный гидроксид разделить на две пробирки. В первую прилить кислоту, а во вторую — щелочь, до растворения осадка.

  1. Составить уравнение проведенных реакций в молекулярной, ионной и сокращенной формах.
  2. Результаты проведенных опытов занести в таблицу и сделать вывод:

- какие металлы вытесняют водород из кислот

- какие металлы вытесняют другие металлы из растворов их солей

- тип реакции (реакция обмена, замещения)

- обратимость реакции (если реакция необратима, указать причины)

- продукты реакции

- какие индикаторы изменяют окраску в кислой и щелочной среде

- объяснить амфотерность гидроксидов (в какой роли он выступает при добавлении к нему щелочи, кислоты)

  1. Сделать общий вывод: кто определяет все свойства кислот, солей, оснований и с точки зрения ТЭД.
Наименование опыта Ход работы Наблюдения Уравнение реакции Вывод
  Отношение кислоты к индикаторам В три пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить по 2 капли фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса соответственно В первой пробирке без изменений, две другие - красный, красный соответственно - Кислоты можно обнаружить с помощью индикаторов — лакмуса и метилоранжа
  Отношение кислоты к щелочи К 0,5 мл NaOH налить 2 капли фенолфталеина, затем раствор HCl Изменение окраски на малиновый, потом обесцвечивание NaOH+HCl=NaCl+H20 При реакции щелочи с кислотой они нейтрализуются и образуется нейтральная среда
  Отношение кислоты к основным оксидам К 0,5 мл HCl добавить несколько гранул CuO, нагреть - - -
  Отношение кислоты к металлам В две пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить Zn и Cu соответственно Выделение пузырьков газа 2HCl+Zn→ZnCl2+H2 Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, вытесняют водород из кисло
  Отношение кислоты к солям В две пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить расвор K2CO3 и CaCO3 соответственно Выделение пузырьков газа 2HCl+K2CO3→2KCl+H20+CO2 2HCl+CaCO3→CaCl2+H20+CO2 Соли металлов реагируют с кислотами с образованием других солей и кислот.
  Отношение щелочи к индикаторам В три пробирки налить по 0,5 KOH, добавить по 2 капли фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса соответственно Изменение окраски на малиновый, желтый, синий соответственно - Присутствие щелочи обнаруживается индикаторами — лакмусом, фенолфталеином, метилоранжем
  Отношение щелочи к солям К 0,5 мл KOH добавить раствор CuSO4 до появления осадка Выпал желеобразный синий осадок 2NaOH+CuSO4→Na2SO4+Cu(OH)2 Щелочи реагируют с солями металлов с образованием гидроксидов и других солей
  Отношение основания к кислотам К осадку от опыта №7, добавить раствор кислоты до растворения осадка Растворение осадка Cu(OH)2+ H2SO4→CuSO4+2H2O Основания реагируют с кислотами с образованием солей и воды
  Отношение амфотерных гидроксидов к кислотам и щелочам К 0,5 мл KOH добавить Cr2(SO4)3 до появления осадка, разделить осадок пополам, добавить раствор HCl и KOH соответственно Цвет изменился на серо-зеленый, цвет изменился на темно-зеленый Cr2(SO4)3+6NaOH→2Cr(OH)3+3Na2SO4 Cr(OH)3+3NaOH→Na3СrO3+3H2O 2Cr(OH)3+3H2SO4→Cr2(SO4)3+ 6H2O При недостатке щелочи соль хрома реагирует с ней с образованием соли и основания. При избытке щелочи образовавшийся гидроксид хрома реагирует с ней с образованием соли хромата и воды. Гидроксид хрома реагирует с кислотой с образованием соли и воды.
  Отношение солей к кислотам К 0,5 мл раствора BaCl2 добавить H2SO4 Образовался мелкокристаллический осадок BaCl2 +H2SO4→BaSO4+2HCl Соли реагируют с кислотами с образованием других солей и кислот.
  Отношение солей к щелочам К 0,5 мл раствора FeSO4 добавить раствор NaOH Образовался студенистый болотно-зеленый осадок FeSO4+2NaOH→Fe(OH)2+Na2SO4 Соли реагируют с щелочами с образованием гидроксидов и других солей
  Отношение солей к металлам К 0,5 мл раствора CuSO4 добавить железный гвоздь На гвозде образуется рыжий налет меди CuSO4+Fe→FeSO4+Cu Металлы стоящие в ряду напряжений левее, вытесняют металлы, стоящие в ряду напряжений правее из растворов их солей.
  Отношение солей к солям К 0,5 мл BaCl2 добавить K2CO3 Образуется белый студенистый осадок BaCl2 + K2CO3→BaCO3+2KCl Соли реагируют с солями, если образуется осадок
  Гидролиз солей В три пробирки налить растворы PbNO3, NaCO3, NaCl, добавить индикаторные бумажки Цвет индикатора изменился на красный, фиолетовый, синий соответственно - Ионы солей металлов изменяют цвет индикаторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: