Практическое занятие № 3
Цель: изучение свойств кислот, солей, оснований с точки зрения ТЭД.
Знать:
- Состав, свойства и номенклатуру кислот, солей и оснований
- Диссоциацию кислот, солей и оснований.
Уметь:
- Составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах
- Объяснять протекание реакций и делать вывод.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, спиртовки.
ТСО: таблица «Ряд напряжений металлов», таблица «Растворимость солей и оснований в воде».
Реактивы: растворы кислот, солей, щелочей, индикаторы, металлы.
Ход работы:
- Получить у преподавателя набор реактивов, состоящих из растворов кислот, солей, щелочей, индикаторы, металлы (активные и неактивные).
- Изучить свойства представленных солей, кислот и оснований по схеме:
| |||||
а) При выполнении опытов студент должен руководствоваться таблицей «Ряд напряжений металлов», «Растворимость солей и оснований в воде».
б) При проведении опытов в пробирку вначале наливают исследуемое вещество (кислоту, соль или основание) в количестве 0,5 мл (4-5 капель), а затем приливают реактив в количестве 0,5 мл и наблюдают за реакцией.
|
|
в) Исключение составляет проведение реакций нейтрализации (взаимодействие кислоты с щелочью). Эту реакцию необходимо наблюдать, поэтому вначале в пробирку наливают 0,5 мл щелочи, добавляют 1-2 капли фенолфталеина, а затем 0,5 мл кислоты.
- Получить опытным путем амфотерный гидроксид и изучить его свойства по схеме:
Полученный амфотерный гидроксид разделить на две пробирки. В первую прилить кислоту, а во вторую — щелочь, до растворения осадка.
- Составить уравнение проведенных реакций в молекулярной, ионной и сокращенной формах.
- Результаты проведенных опытов занести в таблицу и сделать вывод:
- какие металлы вытесняют водород из кислот
- какие металлы вытесняют другие металлы из растворов их солей
- тип реакции (реакция обмена, замещения)
- обратимость реакции (если реакция необратима, указать причины)
- продукты реакции
- какие индикаторы изменяют окраску в кислой и щелочной среде
- объяснить амфотерность гидроксидов (в какой роли он выступает при добавлении к нему щелочи, кислоты)
- Сделать общий вывод: кто определяет все свойства кислот, солей, оснований и с точки зрения ТЭД.
№ | Наименование опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнение реакции | Вывод |
Отношение кислоты к индикаторам | В три пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить по 2 капли фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса соответственно | В первой пробирке без изменений, две другие - красный, красный соответственно | - | Кислоты можно обнаружить с помощью индикаторов — лакмуса и метилоранжа | |
Отношение кислоты к щелочи | К 0,5 мл NaOH налить 2 капли фенолфталеина, затем раствор HCl | Изменение окраски на малиновый, потом обесцвечивание | NaOH+HCl=NaCl+H20 | При реакции щелочи с кислотой они нейтрализуются и образуется нейтральная среда | |
Отношение кислоты к основным оксидам | К 0,5 мл HCl добавить несколько гранул CuO, нагреть | - | - | - | |
Отношение кислоты к металлам | В две пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить Zn и Cu соответственно | Выделение пузырьков газа | 2HCl+Zn→ZnCl2+H2 | Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, вытесняют водород из кисло | |
Отношение кислоты к солям | В две пробирки налить по 0,5 мл HCl, добавить расвор K2CO3 и CaCO3 соответственно | Выделение пузырьков газа | 2HCl+K2CO3→2KCl+H20+CO2 2HCl+CaCO3→CaCl2+H20+CO2 | Соли металлов реагируют с кислотами с образованием других солей и кислот. | |
Отношение щелочи к индикаторам | В три пробирки налить по 0,5 KOH, добавить по 2 капли фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса соответственно | Изменение окраски на малиновый, желтый, синий соответственно | - | Присутствие щелочи обнаруживается индикаторами — лакмусом, фенолфталеином, метилоранжем | |
Отношение щелочи к солям | К 0,5 мл KOH добавить раствор CuSO4 до появления осадка | Выпал желеобразный синий осадок | 2NaOH+CuSO4→Na2SO4+Cu(OH)2 | Щелочи реагируют с солями металлов с образованием гидроксидов и других солей | |
Отношение основания к кислотам | К осадку от опыта №7, добавить раствор кислоты до растворения осадка | Растворение осадка | Cu(OH)2+ H2SO4→CuSO4+2H2O | Основания реагируют с кислотами с образованием солей и воды | |
Отношение амфотерных гидроксидов к кислотам и щелочам | К 0,5 мл KOH добавить Cr2(SO4)3 до появления осадка, разделить осадок пополам, добавить раствор HCl и KOH соответственно | Цвет изменился на серо-зеленый, цвет изменился на темно-зеленый | Cr2(SO4)3+6NaOH→2Cr(OH)3+3Na2SO4 Cr(OH)3+3NaOH→Na3СrO3+3H2O 2Cr(OH)3+3H2SO4→Cr2(SO4)3+ 6H2O | При недостатке щелочи соль хрома реагирует с ней с образованием соли и основания. При избытке щелочи образовавшийся гидроксид хрома реагирует с ней с образованием соли хромата и воды. Гидроксид хрома реагирует с кислотой с образованием соли и воды. | |
Отношение солей к кислотам | К 0,5 мл раствора BaCl2 добавить H2SO4 | Образовался мелкокристаллический осадок | BaCl2 +H2SO4→BaSO4+2HCl | Соли реагируют с кислотами с образованием других солей и кислот. | |
Отношение солей к щелочам | К 0,5 мл раствора FeSO4 добавить раствор NaOH | Образовался студенистый болотно-зеленый осадок | FeSO4+2NaOH→Fe(OH)2+Na2SO4 | Соли реагируют с щелочами с образованием гидроксидов и других солей | |
Отношение солей к металлам | К 0,5 мл раствора CuSO4 добавить железный гвоздь | На гвозде образуется рыжий налет меди | CuSO4+Fe→FeSO4+Cu | Металлы стоящие в ряду напряжений левее, вытесняют металлы, стоящие в ряду напряжений правее из растворов их солей. | |
Отношение солей к солям | К 0,5 мл BaCl2 добавить K2CO3 | Образуется белый студенистый осадок | BaCl2 + K2CO3→BaCO3+2KCl | Соли реагируют с солями, если образуется осадок | |
Гидролиз солей | В три пробирки налить растворы PbNO3, NaCO3, NaCl, добавить индикаторные бумажки | Цвет индикатора изменился на красный, фиолетовый, синий соответственно | - | Ионы солей металлов изменяют цвет индикаторов. |
|
|