Виды налогов. По объектам налогообложения

По объектам налогообложения:

• на доходы

• на имущество

• на расходы

По способу определения размера налога:

• пропорциональные

• прогрессивные

• регрессивные

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на едини­цу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По способу взимания:

• прямые (подоходный, поимущественный)

• косвенные (акцизы, таможенные пошлины)

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Несмотря на широкий спектр различий в области налогов в различных странах, налогообложение типичной развитой стра­ны может иметь следующую структуру:

· подоходный налог в отношении физических лиц;

· налог на прибыль корпораций;

· налог на сделки с капиталом;

· поимущественный налог;

· налог на добавленную стоимость;

· таможенные пошлины;

· акцизные платежи.

Наибольшую часть бюджетных поступлений дают прежде всего индивидуальный подоходный налог, налоги на социаль­ное страхование, на прибыль корпораций и на прирост капита­ла. В сумме эти виды налогов в развитых странах составляют, как правило, более 50% всех налоговых поступлений.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Среди косвенных налогов (косвенные налоги — налоги, ко­торые не всегда поступают из тех источников, которые офици­ально подлежат налогообложению, они могут перекладываться на других лиц) наибольшую фискальную нагрузку несут акци­зы (на бензин, табак, алкоголь), налог на добавленную стои­мость (НДС) и налоги с продаж. Экономисты спорят о том, ка­кие из них более эффективны, ведь у экономики каждой стра­ны своя специфика.

Например, в Соединенных Штатах считается, что слишком велики организационные сложности введения НДС, поэтому предпочтение отдано налогу с продаж (фиксированная надбав­ка к розничной цене большинства товаров и услуг, реализуе­мых на территории конкурентного штата), который дает около 50% налоговых поступлений штатов.

Большинство европейских стран, ис­пользуют в основном НДС, хотя многие экономисты считают этот налог малоэффективным и способствующим развитию инфляции.

Статистика развитых стран показывает: что больше доходов в бюджет в одних странах дают прямые налоги, а в других странах — косвенные. Например, в США и Японии заметен перевес прямых налогов, а в Великобритании и Франции — косвенных. В Германии прямые и косвенные налоги дают при­близительно равные доходы в бюджет.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует нало­говую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построе­ния и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтраль­ности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не ут­ратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтраль­ности практически не существует. Широкая дифференциация на­логов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют об­щество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценно­го изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого платель­щика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и име­ющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внут­ренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В современных условиях налоги выполняют две основные функ­ции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и ус­луг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влия­ние на реальный процесс производства и инвестирования капи­тальных вложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: