По объектам налогообложения:
• на доходы
• на имущество
• на расходы
По способу определения размера налога:
• пропорциональные
• прогрессивные
• регрессивные
Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.
Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.
По способу взимания:
|
|
• прямые (подоходный, поимущественный)
• косвенные (акцизы, таможенные пошлины)
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Несмотря на широкий спектр различий в области налогов в различных странах, налогообложение типичной развитой страны может иметь следующую структуру:
· подоходный налог в отношении физических лиц;
· налог на прибыль корпораций;
· налог на сделки с капиталом;
· поимущественный налог;
· налог на добавленную стоимость;
· таможенные пошлины;
· акцизные платежи.
Наибольшую часть бюджетных поступлений дают прежде всего индивидуальный подоходный налог, налоги на социальное страхование, на прибыль корпораций и на прирост капитала. В сумме эти виды налогов в развитых странах составляют, как правило, более 50% всех налоговых поступлений.
Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.
Среди косвенных налогов (косвенные налоги — налоги, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально подлежат налогообложению, они могут перекладываться на других лиц) наибольшую фискальную нагрузку несут акцизы (на бензин, табак, алкоголь), налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги с продаж. Экономисты спорят о том, какие из них более эффективны, ведь у экономики каждой страны своя специфика.
Например, в Соединенных Штатах считается, что слишком велики организационные сложности введения НДС, поэтому предпочтение отдано налогу с продаж (фиксированная надбавка к розничной цене большинства товаров и услуг, реализуемых на территории конкурентного штата), который дает около 50% налоговых поступлений штатов.
|
|
Большинство европейских стран, используют в основном НДС, хотя многие экономисты считают этот налог малоэффективным и способствующим развитию инфляции.
Статистика развитых стран показывает: что больше доходов в бюджет в одних странах дают прямые налоги, а в других странах — косвенные. Например, в США и Японии заметен перевес прямых налогов, а в Великобритании и Франции — косвенных. В Германии прямые и косвенные налоги дают приблизительно равные доходы в бюджет.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.
Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.
Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.
Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.