Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств. Такие денежные потоки устанавливают связи и отношения между экономическими агентами. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и разнообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы – это экономический инструмент, комплекс методов распределения и перераспределения ВВП, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы – это отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов.
Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему.
Различают финансы предприятий и фирм, домохозяйств, государства.
Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:
государственный бюджет;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий и домохозяйств.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.
Распределительная функция предполагает формирование денежных средств в государстве и их использование для достижения государственных целей. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
Контрольная функция проявляется в контроле за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Структура бюджетной системы страны зависит от ее государственного устройства.
В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.
Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.
Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию.
Но и это еще не все. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета.
Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.
Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.