Государственный бюджет и его структура

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств. Такие денежные потоки устанавливают связи и отношения между экономическими агентами. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и разнообраз­нее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы – это экономический инструмент, комплекс методов распределения и перераспределения ВВП, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы – это отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их дея­тельность.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему.

Различают финансы предприятий и фирм, домохозяйств, государства.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий и домохозяйств.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Это крупнейший централизованный денежный фонд, на­ходящийся в распоряжении правительства.

Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.

Распределительная функция предполагает формиро­вание денежных средств в государстве и их использование для достижения государственных целей. В некоторых странах эту функцию выполняет го­сударственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в контроле за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществля­ют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государствен­ные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Структура бюджетной системы страны зависит от ее государственного устройства.

В странах, имею­щих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярус­ное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Россий­ская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты шта­тов, земель, субъектов Федерации.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, вы­платы социальных пособий.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тес­но взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию.

Но и это еще не все. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Они не всегда вклю­чаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и исполь­зования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пен­сионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета.

Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США на­считывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказыва­ет помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

Большинство государственных фондов формируется для содер­жания и финансирования производственной и социальной инфра­структуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлект­ростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими являются фонды социального страхо­вания: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработи­це, переквалификации кадров и т.д.

Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и пар­ламентский контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: