Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит — превышение расходов государства над доходами.
Различают следующие виды бюджетного дефицита:
§ фактический;
§ структурный;
§ циклический.
Структурный бюджетный дефицит — это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.
Циклический бюджетный дефицит — это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.
Фактический бюджетный дефицит — это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.
Иногда используют понятия активного и пассивного бюджетного дефицита.
Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.
Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.
|
|
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП.
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы и эмиссия денег
1. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда).
2. Но это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. В сложных экономических ситуациях, в которых может оказаться государство, правительство прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.
Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ведет к "проеданию" оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль "цена—оплата труда", обесценивает сбережения населения.
Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка (Центрального банка) от исполнительной власти. В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство. Такая стабилизационная функция Центрального банка должна быть зафиксирована в Конституции или специальном законе.