Сбалансированность государственного бюджета

Общая сумма до­ходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит — превышение расходов государства над доходами.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

§ фактический;

§ структурный;

§ циклический.

Структурный бюджетный дефицит — это бюджетный де­фицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.

Циклический бюджетный дефицит — это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых посту­плений.

Фактический бюджетный дефицит — это сумма структур­ного и циклического бюджетных дефицитов.

Иногда используют понятия активного и пассивного бюд­жетного дефицита.

Активный бюджетный дефицит возникает, если государст­во сознательно увеличивает расходы для осуществления стиму­лирующей налогово-бюджетной политики.

Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

Бюджетный дефицит по установившимся международным стан­дартам не должен превышать 5% ВВП.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы и эмиссия денег

1. Покрывается он внутренни­ми и внешними государственными займами в виде продаж госу­дарственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фон­да страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда).

2. Но это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. В сложных экономических ситуациях, в которых может оказаться государство, правительство прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.

Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ве­дет к "проеданию" оборотного капитала и амортизации, раскручи­вает спираль "цена—оплата труда", обесценивает сбережения на­селения.

Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии де­нег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка (Центрального банка) от ис­полнительной власти. В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство. Такая стабилизационная функция Центрального банка должна быть зафиксирована в Конституции или специальном законе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: