Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) — один из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики.
Она предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.
Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.
Следует различать проводимую государством дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.
Дискреционная налогово-бюджетная политика — сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.
Различают дискреционную стимулирующую и дискреционную сдерживающую налогово-бюджетную политику.
Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.
Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок.
|
|
Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться ростом дефицита государственного бюджета. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок.
Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает известная модель «Совокупный спрос — совокупное предложение».
На рис. видно, что стимулирующая фискальная политика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y1 до Y2. Но эти меры возможно проводить лишь на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. На вертикальном отрезке они выльются в чистую инфляцию и не дадут стимулирующего эффекта.
Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью правильного выбора момента для ее реализации, точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую еще называют политикой встроенной стабильности.
Недискреционная политика (автоматическая политика, политика использования встроенных стабилизаторов) — это принятие и законодательное закрепление каких-либо мер, которые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства.
Она предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве такого стабилизатора и может выступать прогрессивная налоговая система.
|
|
Стабилизаторы (налоговые поступления, выплаты пособий по безработице, субсидии фермерам и т.д.) могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур.
Хороший пример автоматической налогово-бюджетной политики — прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги.
В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем, чреватый кризисом перепроизводства.
Идею встроенной стабильности можно представить графически (рис. 17.8).
Государственные расходы G неизменны, заложены в бюджет.
Наклон кривой налоговых поступлений (Т) зависит от величины налоговой ставки. Для простоты считаем систему пропорциональной, то есть налоговую ставку (t) постоянной. Тогда: Т= Yx t.
Исходный уровень дохода — Y0.
Если доход падает до уровня Y1, расходы автоматически становятся выше налоговых поступлений, образуется дефицит, а это немного стимулирует рост.
Если доход растет до уровня Y2, налоговые поступления автоматически становятся выше расходов, образуется профицит, избыток, а это немного сдерживает рост.
Конечно, встроенные стабилизаторы не всесильны, они не могут решить все проблемы, но этот вид политики успешно выполняет роль амортизатора в экономике и дополняет мероприятия дискреционного характера.
В целом можно сказать, что бюджетный дефицит выступает в качестве стимула развития экономики, а бюджетные профициты — в качестве сдерживающего элемента.