Бюджетно-налоговая политика

Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) — один из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики.

Она предполага­ет манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокуп­ных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Следует различать проводимую государством дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная налогово-бюджетная политикасознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Различают дискреционную стимулирующую и дискрецион­ную сдерживающую налогово-бюджетную политику.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная полити­ка предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная поли­тика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная по­литика будет сопровождаться ростом дефицита государствен­ного бюджета. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок.

Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает извест­ная модель «Совокупный спрос — совокупное предложение».

На рис. видно, что стимулирующая фискальная поли­тика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y1 до Y2. Но эти меры возможно прово­дить лишь на кейнсианском отрезке кривой совокупного пред­ложения. На вертикальном отрезке они выльются в чистую ин­фляцию и не дадут стимулирующего эффекта.

Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью правильного вы­бора момента для ее реализации, точного осознания того, на ка­ком участке кривой совокупного предложения находится эконо­мика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недис­креционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую еще называют политикой встроенной стабильности.

Недискреционная политика (автоматическая политика, по­литика использования встроенных стабилизаторов) — это при­нятие и законодательное закрепление каких-либо мер, кото­рые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства.

Она предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стаби­лизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фис­кальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают ав­томатически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве такого стабилизатора и может выступать про­грессивная налоговая система.

Стабилизаторы (налоговые поступления, выплаты пособий по безработице, субсидии ферме­рам и т.д.) могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур.

Хороший пример автоматической налогово-бюджетной по­литики — прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги.

В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем, чрева­тый кризисом перепроизводства.

Идею встроенной стабильности можно представить графи­чески (рис. 17.8).

Государственные расходы G неизменны, заложены в бюджет.

Наклон кривой налоговых поступлений (Т) зависит от величины налоговой ставки. Для простоты считаем систему пропорциональной, то есть налоговую ставку (t) постоянной. Тогда: Т= Yx t.

Исходный уровень дохода — Y0.

Если доход падает до уровня Y1, расходы автоматически становятся выше налоговых поступлений, образуется дефицит, а это немного стимулирует рост.

Если доход растет до уровня Y2, налоговые поступления ав­томатически становятся выше расходов, образуется профи­цит, избыток, а это немного сдерживает рост.

Конечно, встроенные стабилизаторы не всесильны, они не могут решить все проблемы, но этот вид политики успешно выполняет роль амортизатора в экономике и дополняет меро­приятия дискреционного характера.

В целом можно сказать, что бюджетный дефицит выступает в качестве стимула развития экономики, а бюджетные профи­циты — в качестве сдерживающего элемента.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: