1. Провести факторный анализ рентабельности совокупного и собственного капитала рассматриваемого предприятия.
2. Предприятие предполагает увеличить цены на 10%, маркетинговые исследования показали, что объем продаж при этом снизится на 20%.
Стоит ли предприятию принимать это решение?
Исходные данные для задачи:
Себестоимость 1500
Накладные расходы 316,1
Выручка 1875
Стоимость капитала: нг 397,9 кг 1015.
Иногда рассматривают еще пятую группу показателей: коэффициенты рыночной активности предприятия (инвестиционные коэффициенты).
§ Прибыль на акцию = (Чистая прибыль - Дивиденды по привилегированным акциям) / Число обыкновенных акций
§ Дивиденды на акцию = Дивиденды по обыкновенным акциям / число обыкновенных акций
Показывает сумму дивидендов в денежном измерении, распределяемых на каждую обыкновенную акцию
§ Коэффициент «Соотношение цены акции и прибыли» = Рыночная цена
одной акции / прибыль на акцию
Показывает сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли. Чем выше показатель, тем большим успехом пользуются акции данной компании.
|
|
§ Коэффициент покрытия дивидендов = Чистая прибыль в распоряжении акционеров / дивиденды к выплате
Данный коэффициент показывает сколько раз компания может выплатить дивиденды из чистой прибыли (если показатель меньше 1, это свидетельствует либо о нерациональной дивидендной политике компании, либо о ее финансовых затруднениях; никакого «хорошего» или «плохого» уровня этого коэффициента не существует).
§ Бухгалтерская (балансовая) стоимость одной акции = (Собственный капитал – привилегированные акции) / число обыкновенных акций.
Показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала в распоряжении акционеров), которая приходится на одну привилегированную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.
Практическое задание:
Имеются следующие данные по предприятию:
Уставный капитал (обыкновенные акции номиналом 10 руб., привилегированных акций 800.000 руб.) – 1.800.000 руб.
Чистая прибыль – 630.000 руб.
Сумма выплаченных дивидендов по обыкновенным акциям– 300.000 руб.
Дивиденды по привилегированным акциям – 200. 000 руб.
Нераспределенная прибыль – 130. 000 руб.
Стоимость покупки одной акции – 11 руб.
Стоимость продажи одной акции – 16 руб.
Рассчитать коэффициенты рыночной активности предприятия.
Основные выводы:
I. Финансовая отчетность, составление которой отвечает принципу полезности для принятия решений внутренними и внешними пользователями, является важным инструментом финансового менеджмента. Некоторые данные, необходимые для финансового менеджмента, в финансовой отчетности российских предприятий отсутствуют, в связи с чем необходимо пользоваться также данными бухгалтерского учета.
|
|
II. Основными формами финансовой отчетности служат: Баланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денежных средств, а также примечания к отчетности.
III. Главными видами анализа для целей финансового менеджмента являются: чтение отчетности, горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ, а также анализ финансовых коэффициентов.
IV. Важнейшими коэффициентами отчетности, используемыми в финансовом управлении, являются:
• коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности и чистый оборотный капитал);
• коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов и длительность операционного цикла);
• коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);
• коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
• коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены одной акции и ее балансовой стоимости, доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов).
V. Важным инструментом финансового менеджмента является не только анализ уровня и динамики данных коэффициентов в сравнении с определенной базой, но и определение оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.
VI. Несмотря на простоту и оперативность финансовых коэффициентов, при принятии финансовых решений необходимо учитывать ограниченность этих показателей, связанную со следующими обстоятельствами:
• финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия;
• диверсифицированная деятельность предприятия затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям;
• коэффициенты, выбранные в качестве базы сравнения, могут не быть оптимальными;
• коэффициенты не улавливают особенностей элементов, участвующих в расчетах коэффициентов.
Анализ финансового положения компании может быть эффективен только при соблюдении следующих условий:
§ Компания выбирает один и тот же набор коэффициентов и использует одну и туже методику вычисления коэффициентов в течение ряда лет;
§ Коэффициенты должны сравниваться за идентичные отчетные периоды (месяц, квартал, полугодие, год);
§ При расчете коэффициентов следует учитывать происшедшие изменения в учетной политике компании;
§ Коэффициенты не учитывают эффект инфляции;
§ Сравнение показателей коэффициентов производится по компаниям, работающим в аналогичных отраслях и имеющим одинаковый размер активов или выручки от реализации.