Управленческий учет – это система сбора и обобщения информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия управленческих решений.
Основная цель управленческого учета – это составление в необходимые сроки и в требуемых объемах управленческой отчетности, которая предназначена для руководителей организации всех уровней управления.
Тактика управленческого учета включает организацию, учет, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за их исполнение.
Стратегия управленческого учета представляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.
Управленческий учет предназначен для решения внутренних задач управления предприятием и является его ноу-хау.
Основные пользователи информации управленческого учета – это аппарат управления предприятия, руководители структурных подразделений, менеджеры.
В настоящее время в России не установлено законодательно-правовых требований к управленческому учету, поэтому он может принимать любые формы, в которых нуждается предприятие.
По оценкам специалистов в экономически развитых странах, фирмы 90 % рабочего времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета, финансового учета – 10 %.
Составные части управленческого учета – это:
2) бюджетирование;
5) принятие управленческих решений;
6) внутренняя (сегментарная) отчетность.
Основными задачами управленческого учета:
1. Учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам.
2. Учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет в целом по организации и по центрам ответственности, по группам изделий и по другим позициям.
3. Исчисление различных показателей фактической себестоимости (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, себестоимости реализованной продукции и т.д.).
4. Определение финансовых результатов по центрам ответственным по изделиям, по видам работ, услуг и других показателей.
5. Контроль и анализ хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
6. Прогнозирование будущих событий и принятие управленческих решений.
7. Составление управленческой отчетности.