Метод «директ-костинг»

В основе метода «директ-костинг» лежит принцип разделения затрат организации на постоянные и переменные.

Согласно методу «директ-костинг» только переменные затраты формируют себестоимость продукции. Постоянные затраты в себестоимость продукции не включаются, а подлежат обособленному учету с последующим их списанием на счет 90 «Продажи».

Себестоимость продукции, которая калькулируется по методу «директ-костинг» называется неполной (сокращенной или усеченной).

К производственным переменным затратам относятся материальные затраты, затраты на оплату труда.

Производственные переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т.е. от деловой активности организации.

Постоянные производственные затраты не зависят от деловой активности предприятия, т.е. при изменении объемов производства они не изменяются. К постоянным производственным затратам относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на рекламу, арендная плата.

Поэтому возникновение этого метода вызвано необходимостью регулировать затраты, т.е. учитывают и включают в себестоимость продукции, только переменные затраты на которые можно повлиять.

При методе «директ-костинг» учет затрат осуществляется на следующих счетах бухгалтерского учета:

1. Переменные прямые затраты собираются в Дебете счетов 20 «Основное производство» Д 20 К 10, 70, 69.

2. Общепроизводственные расходы в зависимости от их деления на постоянную и переменную части учитываются в Дебете счета 25 в разрезе субсчетов:

25/1 – Общепроизводственные переменные расходы.

25/2 – Общепроизводственные постоянные расходы

По итогам месяца счет 25/1 «Общепроизводственные расходы» в части переменных затрат списывается в Дебет счета 20 «Основное производство», а счет 25/2 в части постоянных расходов списывается в Дебет сч. 90 «Продажи».

Д 90/2 К 25/2

3. Аналогично счету 25/2 закрывается и счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Д 90/2 К 26

Калькулирование себестоимости по методу «директ-костинг» предполагает решение следующих задач:

– определение центров ответственности;

– группировку затрат в соотвествие с методом «директ-костинг»;

– формирование внутренней управленческой отчетности.

Применение метода «директ-костинг» предусматривает составление двухуровневого отчета о прибылях и убытках.

Первый уровень отчета содержит сведения о маржинальном доходе, второй – об операционной прибыли.

Составленный по методу «директ-костинг» отчет является источником для проведения политики ценообразования.

Маржинальный доход – это разница между выручкой, полученной организацией от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью, рассчитанной по переменным затратам.

Операционная прибыль – это разница между маржинальными доходами организации и величиной постоянных затрат.

Общая схема отчета о прибылях и убытках составленного по принципу метода «директ-костинг» представлена в таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: