С помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов собственными силами или заказе их на стороне, по вопросам ценообразования на новую продукцию, изменению ассортимента выпускаемых изделий, выполняемых работ и пр.
И конечно, основное достоинство этого метода — возможность выполнения экспресс-анализа безубыточности.
Цель анализа заключается в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами организации при изменении уровня производственной деятельности.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности, т.е. такого объема продаж, в котором затраты равны выручке от реализации, применяются:
|
|
1) математический метод (метод уравнения);
2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);
3) графический метод.
1. Математический метод базируется на основных формулах:
а) Прибыль = Выручка - Переменные затраты — Постоянные затраты,
или
Прибыль = (Цена изделия * Объем реализации) — [(Переменные затраты на единицу продукции * Объем реализации) + Сумма постоянных расходов];
б) Объем реализации = Сумма постоянных расходов / Цена – Переменные расходы на одно изделие.
Пример. Организация производит и продает настольные часы. На основании отчетных технико-экономических данных предыдущего периода и прогнозных оценок на планируемый месяц необходимо определить объем продаж, при котором она будет работать безубыточно. Цена реализации настольных часов не может быть выше 1320 руб.
Таблица 4.1. – Переменные и постоянные расходы
№ | Показатель | На 1 единицу, | На весь |
п/п | руб. | выпуск, руб. | |
I Переменные расходы | |||
Материальные затраты | |||
Трудовые затраты | |||
Общепроизводственные расходы, | |||
Итого | |||
II Постоянные расходы | |||
Трудовые затраты | 465 000 | ||
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | 135 000 | ||
Прочие расходы | 280 000 | ||
Итого | 880 000 |
На основании данных таблицы 4.1. рассчитаем критический объем продаж:
1) объем реализации в натуральном выражении составит:
2) в денежном измерении объем продаж составит:
1000 ед. * 1320 руб. = 1 320 000 руб.
2. Метод маржинального дохода можно рассматривать как модификацию предыдущего.
|
|
Маржинальный доход = Выручка — Переменные расходы,
Маржинальный доход на 1 единицу = = Цена - Удельные переменные расходы.
Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и переменными издержками.
Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции
Продолжим рассмотрение примера. Финансовые результаты организации, полученные в результате производства и реализации 1000 настольных часов по цене 1320 руб., представлены в таблице 4.2..
Таблица 4.2. – Финансовые результаты, полученные в результате производства и реализации 1000 настольных часов
Мо | В точке | |
п/п | Показатель | безубыточности |
сумма, руб. | ||
Выручка 1000- 1320руб. | 1 320 000 | |
Переменные расходы 1000 * 440 руб. | 440 000 | |
Маржинальный доход | 880 000 | |
Постоянные расходы | 880 000 | |
Прибыль |
Поскольку в точке безубыточности прибыли нет, можно рассчитать только маржинальный доход на реализацию одних настольных часов:
1320 руб. - 440 руб. = 880 руб.
Чтобы узнать, сколько настольных часов нужно продать, чтобы получить прибыль в размере 30% от выручки, нужно сделать следующий расчет.
Через х обозначим количество настольных часов, которое следует продать, чтобы получить желаемую прибыль.
Составим уравнение:
1320 руб. * х - 440 руб. * х - 880 000 руб. = [30% * 1320 руб. * х ]: 100%;
880 х - 880 000 = 396 х;
484 х = 880 000.
х = 1818 шт., т.е. 1818 настольных часов необходимо продать организации по цене 1320 руб., чтобы получить 30 % прибыли.
Финансовые результаты за месяц работы предприятия будут выглядеть следующим образом (таблица 4.3.).
Таблица 4.3. - Финансовые результаты за месяц работы предприятия
№ п/п | Показатель | Сумма, руб. |
Выручка 1818- 1320руб. | 2 400 000 | |
2_ | Переменные расходы 1818 • 440 руб. | 799 920 |
3. | Маржинальный доход | 1 600 080 |
Постоянные расходы | 880 000 | |
Прибыль | 720 080 | |
Рентабельность | 30% |
Менеджерам необходимо учитывать определенную закономерность: значительное увеличение объемов производства приводит к росту постоянных расходов, связанных с организацией производства, учетной деятельностью, коммерческими затратами. Постоянные расходы увеличиваются, но не в прямой зависимости, однако при расчете прибыльности нужно определить уровень товарооборота, сверх которого требуется произвести пересчет постоянных затрат. Методики анализа «затраты-объем—прибыль» могут применяться лишь при принятии краткосрочных решений. В противном случае расчеты, сделанные по вышеприведенным формулам, будут неправильными.
2. Графический метод. Для графического расчета точки безубыточности воспользуемся графиком, состоящим из двух прямых: прямой Z1, отражающей поведение совокупных затрат, и прямой Z2, отражающей поведение выручки от продаж, Z3 — линия, отражающая прямые расходы-(рисунок 11.10).
На оси абсцисс (X) откладываем объем продаж в натуральных единицах измерения — 1000 часов, на оси ординат (У) — выручку от затрат в стоимостном выражении. Проводим линии, параллельные осям, и получаем точку пересечения К - состояние равновесия, или точку безубыточности.
В системе директ-кост выделяют экономическую модель поведения затрат, объемов производства и прибыли. В этой модели рассматривают в каких условиях и на сколько предприятие может реализовать возрастающее количество выпускаемой продукции и различают два типа влияния изменяющегося объема на переменные издержки.
Первый тип: возрастающий эффект масштаба. В этом случае переменные издержки на единицу продукции выше при низких уровнях производства и выравниваются при достижении наиболее эффективного уровня производства.
Второй тип: отрицательный эффект масштаба. Переменные издержки на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства. В следствие возможного дефицита ресурсов, наличие поломок при работе оборудования, снижение востребованности рынка в выпускаемой продукции и как следствие увеличение затрат на ее продвижение и сбыт.
|
|
Наряду с экономической моделью различают бухгалтерскую модель, которая показывает изменения производства, которое запланировано на будущее и как следствие можно рассчитывать необходимый уровень затрат для безубыточного производства и требуемый уровень цен.
Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
1) окупаемость вложенных затрат.
Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель Должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, уменьшения рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
Рисунок 4.2. - Графический расчет точки безубыточности
2 ) Выручка организации зависит от двух компонентов — цены товара и количества.
При расчете точки безубыточности можно рассчитать необходимое изменение цены и количества товара в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе.
Предприятию придется определить объем увеличения продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.
3) Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью.
Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке. Указанный порядок расчета точки безубыточности очень прост и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Но следует принять некоторые допущения.
|
|
Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. Для длительного периода и большого объема продукции такое предположение неправомерно, для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо.
Во-вторых, аналогичное предположение можно отнести и к затратам. При увеличении объема производства скорость изменения затрат различная. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. При определении точки безубыточности предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска продукции не наблюдается.
При системе «директ-костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В ней содержатся два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Эта система предусматривает ряд допущений: калькулирован Данная система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получает предприятие. Готовую продукцию и незавершенное производство оценивают только по переменным (прямым) затратам. Такая система оценки побуждает предприятия изыскивать возможности увеличения объема реализации.
Калькуляция себестоимости продукции по переменным издержкам обеспечивает контроль над постоянными издержками, вложениями в получение прибыли от каждого выпускаемого вида продукта, соблюдением ассортимента выпуска продукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые центрами ответственности издержки, различая прибыльные и неприбыльные операции поведения издержек относительно нормативов.
Основным принципом контроля является зависимость:
Используем простейшее выражение для расчета коэффициента контроля издержек:
Прямые или переменные (отнесенные-неотнесенные) накладные расходы/
основные материалы + живой труд (первичные издержки)
Другим важным моментом калькуляции себестоимости продукции по переменным затратам является связь калькуляции с анализом безубыточности производства, которая формирует информацию для расчета оптимального соотношения затрат и прибыли.
Калькулирование себестоимости по переменным издержкам оказывает существенное влияние на уровень цен на изделия, стимулирование производительности различных сегментов бизнеса.
Стандартный директ-костинг - это система достижения конечной цели предприятия - получение чистой прибыли.
Основными условиями получения прибыли являются:
- интенсивность развития производства и освоение производственных мощностей;
- превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по производству и сбыту продукции;
- исполнение схемы:
если учет затрат происходит по системе «директ-костинг». Оптимизация прибыли предприятия требует постоянной внешней и внутренней информации о формировании себестоимости:
- по местам возникновения;
- по видам изделия;
- по выявлению отклонений расходов ресурсов от стандартных норм;
- по отклонениям от смет;
- по учету реализации;
- по полноте затрат.
Важную роль играет система «директ-костинг», в которой выполняется:
1) оптимизация прибыли в целом;
2) оптимизация прибыли в ассортиментной структуре.
Деление затрат на постоянные и переменные позволяет найти высшую и низшую точки объемов производства. Кроме того, используется статистический метод сметного уровня и графический метод.
Общие затраты состоят из постоянных и переменных:
Z=Zпост+Zперемен.
или в расчете на одно изделие:
Z=(Co+Ci)*x
где Z - общие затраты на производство;
х - объем производства (количество единиц изделий);
Co - постоянные затраты на единицу изделия (продукции);
Ci - переменные затраты на единицу изделия.