Товарная номенклатура - совокупность всех товаров, предлагаемых фирмой.
Товарная номенклатура описывается с точки зрения ее широты (количества ассортиментных групп), насыщенности (количества отдельных товаров), глубины (варианты предложений товара), гармоничности (степени близости между товарами различных ассортиментных групп).
Товарная группа - объединение товарных единиц по признаку потребительской или технологической общности, по характеру сырья, отраслевому происхождению.
Артикул - краткое определение, символ, номер товара.
Ассортимент - совокупность товарных позиций (разновидность товара, единого по потребительскому назначению).
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же клиентам, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен (ассортимент автомобилей, ассортимент косметики и т.п.). Каждый ассортимент требует собственной стратегии и работу с ним поручают отдельному лицу, принимающему решения относительно широты товарного ассортимента.
|
|
Фирма может принять решение о насыщении товарного ассортимента в стремлении получить дополнительную прибыль, задействовать неиспользуемые мощности и т.п. Однако перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей.
Ассортиментная группа («продуктовая линия») - совокупность товарных видов, объединенных либо принципом функционирования, либо общностью продажи одним потребителям, либо через одну торговую сеть, либо в одном диапазоне цен.
Широта ассортимента - общая численность ассортиментных групп.
Глубина ассортимента - варианты каждого товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность ассортимента - степень близости между товарами разных ассортиментных групп.
Насыщенность ассортимента - общее фактическое число товаров.
Ложная широта ассортимента - выпуск одинаковых товаров под разными названиями, в разных упаковках, иногда одной фирмой.
Основной ассортимент - товарные, приносящие большую часть прибыли.
Дополнительный ассортимент - сопутствующие товары.
Углубленный ассортимент - товары, удовлетворяющие уникальные желания потребителей.
Наполнение продуктовой линии - расширение ассортимента.
Удлинение продуктовой линии - выпуск ранее не производимого товара: вниз – более простого и дешевого, вверх – дорогого.
Товарный ассортимент компании определяется ее стратегией, тенденциями, сложившимися на рынке: спросом, деятельностью конкурентов, и зависит от производственных возможностей самой компании. С ассортиментом связан ряд стратегий товарного маркетинга.