Основные показатели операционного анализа

Произведем вариантные расчеты основных показателей операционного анализа (порога рентабельности, запаса финансовой прочности, силы воздействия операционного рычага) при следующих условиях:

- росте выручки от реализации (за счет увеличения объема продаж);

- росте постоянных затрат и данной выручки от реализации.

Определим каким образом изменение структуры издержек влияет на основные показатели операционного анализа. На основе полученных результатов объясним причины изменения (увеличения или уменьшения) запаса финансовой прочности, порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага.

Таблица 1.3 - Исходные данные

Показатели Исходный вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант
Выпуск продукции, тыс.шт.   - - -
Цена единицы изделия, руб.   - - -
Удельные переменные затраты, руб./шт.   - - -
Прямые постоянные затраты, тыс.руб.   - - -
Косвенные постоянные затраты, тыс.руб.   - - -
Темп прироста выручки от реализации -      
Темп прироста постоянных затрат -   30,5  

Таблица 1.4 – Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема производства (продаж) в релевантном периоде

Объем производства (продаж) Постоянные издержки Переменные издержки
суммарные на единицу продукции суммарные на единицу продукции
падает неизменны увеличиваются уменьшаются неизменны
растет неизменны уменьшаются увеличиваются неизменны

Релевантный период – это краткосрочный период, не требующий нового скачка постоянных затрат.


Таблица 1.5 – Вариантные расчеты основных показателей операционного анализа при увеличении объема продаж.

Показатели Исходный вариант Вариант 1, 6% Вариант 2, 12% Вариант 3, 18%
         
Выручка от реализации, тыс. руб. 7540,00 7992,40 8444,80 8897,20
Переменные затраты, тыс. руб. 2320,00 2459,20 2598,40 2737,60
Валовая маржа, тыс. руб. 5220,00 5533,20 5846,40 6159,60
Постоянные затраты, тыс. руб. 4000,00 4000,00 4000,00 4000,00
Прибыль, тыс. руб. 1220,00 1533,20 1846,40 2159,60
Прирост прибыли, тыс. руб. - 313,20 626,40 939,60
Сила воздействия операционного рычага 4,28 3,61 3,17 2,85
Порог рентабельности, тыс. руб. 5777,78 5777,78 5777,78 5777,78
Пороговое количество товара, тыс. шт. 88,89 88,89 88,89 88,89
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 1762,22 2214,62 2667,02 3119,42
Запас финансовой прочности, %. 23,37 27,71 31,58 35,06
Запас финансовой прочности, тыс. шт. 27,11 34,07 41,03 47,99

Вывод: Из данных, приведенных в таблице 1.5 видно, что увеличение объема продаж, при условии, что постоянные затраты остаются на прежнем уровне, приводит к увеличению прибыли. Причем, увеличение прибыли происходит гораздо быстрее, чем выручки. При росте выручки от реализации на 6% прибыль увеличивается на 25,68%. Это видно и по значению прироста прибыли, и по силе воздействия операционного рычага. Его значение, равное 4,28 показывает, что при увеличении объема продаж на 6%, прибыль увеличиться на (6*4,28) 25,68%. Соответственно при росте объема продаж относительно первоначального значения на 12% и 18% прибыль возрастет соответственно на 51,36% и 77,04% относительно первоначальной.

Однако постепенное увеличение объема продаж снижает силу воздействия операционного рычага. Т.е. при значении выручки от реализации 7992,40 тыс. руб. дальнейшее увеличение объема продаж на 1% приведет к увеличению прибыли лишь на 3,61%. И с каждым последующим увеличением объема продаж данный показатель продолжает снижаться. Это является положительным моментом для предприятия, т. к. при наступлении неблагоприятной ситуации в работе снижается риск потери прибыли.

Порог рентабельности не изменяется, т. к. издержки постоянные не изменяются и коэффициент валовой маржи остается прежним (валовая маржа и прибыль возрастают пропорционально). Порог рентабельности, равный 5777,78 тыс. руб. показывает, что данная величина выручки позволит предприятию покрыть постоянные и переменные затраты, но не обеспечит прибыль, т.е. она будет равна 0. Пороговое количество товара показывает, какой объем продаж позволит покрыть все затраты, но без получения прибыли. Оно также остается неизменным, потому что ни издержки постоянные, ни валовая моржа на единицу не изменяются.

Также из таблицы видно, что увеличение объема продаж соответственно на 6%, 12% и 18% приводит к увеличению запаса финансовой прочности. Т.е. предприятие становится более устойчивым и может выдержать падение объема продаж соответственно в размере 2214,62 тыс. руб., 2667,02 тыс. руб. и 3119,42 тыс. руб. прежде, чем потеряет всю прибыль и начнет нести убытки.

Таблица 1.6 – Расчет основных показателей операционного анализа при увеличении постоянных затрат и неизменной выручки от реализации

Показатели Исходный вариант Вариант 1, 15% Вариант 2, 30,5 Вариант 3,
         
Выручка от реализации, тыс.руб.        
Переменные затраты, тыс.руб.        
Валовая маржа, тыс.руб.        
Постоянные затраты, тыс.руб.        
Прибыль, тыс.руб.       -180
Прирост прибыли, тыс.руб. - -600 -1220,00 -1400
Сила воздействия операционного рычага 4,28 8,42 - 29,00
Порог рентабельности, тыс.руб. 5777,78 6644,44 7540,00 7800,00
Пороговое количество товара, тыс.шт. 88,89 102,22 116,00 120,00
Запас финансовой прочности, тыс.руб. 1762,22 895,56 0,00 -260,00
Запас финансовой прочности, %. 23,37 11,88 0,00 -3,45
Запас финансовой прочности, тыс.шт. 27,11 13,78 0,00 -4,00

Увеличение постоянных затрат при неизменном значении цены и объема продаж не влияет на размер выручки, но приводит к снижению прибыли. Причем, если их увеличить на 15% прибыль снижается на 600 тыс. руб., при увеличении постоянных затрат на 30,5%, предприятие полностью теряет прибыль, а при увеличении постоянных затрат на 35% несет убытки в размере 180 тыс. руб.

Увеличение постоянных затрат также приводит к увеличению силы воздействия операционного рычага. Это является очень отрицательным моментом, т.к. при наступлении неблагоприятных событий, у предприятия увеличивается риск потери прибыли.

Порог рентабельности увеличивается, т.к. он напрямую зависит от постоянных затрат, как и пороговое количество товара.

Запас финансовой прочности уменьшается, т.е. с увеличением постоянных затрат на 15% предприятие может выдержать уменьшение объема продаж в размере 895,56 тыс. руб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: