Правовая конструкция налога (элементы налога)

Правовая конструкция налога — закрепление всех элементов налога для признания его законно установленным средством платежа.

Принято различать существенные и факультативные (дополнительные)элементы налога. Те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными и, соответственно, налог не должен взиматься, называются существенными элементами налога. К факультативным относятся те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.

Налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка (ставки);

· порядок исчисления;

· порядок и сроки уплаты.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) являются организации или физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются: юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества, хозяйственные группы.

В зависимости от местонахождения организации подразделяются на белорусские и иностранные. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь. Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Под физическими лицами в качестве плательщиков налогов, сборов (пошлин) понимаются: граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства), которые в зависимости от времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь подразделяются на налоговых резидентов и нерезидентов.

Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

В качестве физического лица как налогоплательщика выделяют индивидуальных предпринимателей.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщиков законодательные акты связывают возникновение налогового обязательства.

Объектом налогообложения являются: товары, работы и услуги, реализация товаров (работ, услуг) имущественных прав, доходы, дивиденды и проценты.

Объект налогообложения устанавливает основания для возникновения налогового обязательства, но не определяет этого обязательства. Основной для определения размера налогового обязательства является налоговая база как совокупная оценка, объем или количество объектов налогообложения в течение конкретного налогового периода.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Следует отметить, что налоговая база является, прежде всего, количественной характеристикой предмета налога, так как в количественном отношении оцениваться могут только признаки физического характера, а не юридические факты, составляющие сущность объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу налогообложения.

В теории и практике налогообложения выделяют следующие основные виды ставок:

· пропорциональные (устанавливаются в процентном отношении на единицу налогообложения независимо от размера объекта (предмета) налогообложения);

· прогрессивные (устанавливаются в процентном отношении на единицу обложения по возрастающей по мере роста дохода). Прогрессия налоговых ставок может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения;

· регрессивные (устанавливаются в процентом отношении с понижающим характером по мере роста налогооблагаемой базы).

Порядок исчисления налога — процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или таможенный орган или налогового агента.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как правило, путем умножения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку.

Порядок уплаты налога — установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Сроки уплаты налога — определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

По большинству налогов установлен следующий срок — не позднее 22-го числа, следующего за отчетным. Для отдельных налогов, учитывая их значимость для доходной части бюджета (налог на добавленную стоимость и акцизы) установлены промежуточные сроки уплаты.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, но возможно. В необходимых случаях в акте налогового законодательства могут также предусматриваться налоговые льготы (как самый распространенный факультативный элемент налога) и основания для их использования, а также иные элементы налога.

Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Все они имеют одну цель — сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговые льготы — предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

На территории Республики Беларусь налоговые льготы устанавливаются в виде:

· освобождения от налога, сбора (пошлины);

· дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

· пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

· возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow