Принципы налогообложения

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал А.Смит в форме четырех положений. Они сводятся к следующему:

- Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. (принцип справедливости)

- Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.(принцип определённости)

-Каждый налог должен взиматься в такое время и таки способом, какие наиболее удобны для плательщика.(принцип удобства)

- Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.(принцип экономии).

Современные принципы налогообложения:

-Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

-Исключение двойного налогообложения, т.е. один и тот же объект одним и тем же налогом дважды.

-Оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов.

-Обязательность уплаты налогов.

-Система и процедура изъятия налогов должны быть простыми, понятными и удобными как для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

-Единый подход ко всем налогоплательщикам.

Все эти принципы взаимосвязаны, функционировать должны одновременно и дополнять друг друга.

Налоговый контроль: понятие, формы и виды

Налоговый контроль – это проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, основанная на оценке достоверности за декларированных налогоплательщиками данных и сведений.

Цель налогового контроля – раскрытие нарушения порядка уплаты налогов и определение его последствий для обеспечения добровольного налога послушания налогоплательщика.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра тер­риторий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Содержание налогового контроля включает:

· проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

· проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

· проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответ­ствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;

· проверку правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;

· предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

· выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

1) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

2) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок;

3) последующий налоговый контроль – предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов;

б) тематический (специальный) налоговый контроль – подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

а) сплошной налоговый контроль – проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов;

б) выборочный налоговый контроль – проверка проводится на основании выборки документов.

Особая роль в системе налогового контроля принадлежит налоговым проверкам. Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка, основана на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. Срок её проведения составляет 3 месяца со дня предоставления документов налоговой отчётности.

Выездная налоговая проверка осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д. Срок поведения поверки 2 месяца, в некоторых случаях может быть увеличен до 6 месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: