Лекция 10. Новаторская деятельность в предпринимательстве

1. Инновационное предпринимательство

2. Оценка инновационных проектов

3. Инновационная политика.

1.

Предпринимательство бывает классическое и инновационное.

Классическое предпринимательство - традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, оптимизацию ресурсов между собой для достижения максимальной прибыли, обновления номенклатуры продукции.

Инновационное предпринимательство - новаторство. Предприниматель создает новшества, продукты, неизвестные ранее посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала), нового их сочетания. Он ориентируется на ускорение темпов НТП, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают (в течение двух-трех лет).

Инновация, новаторство:

во-первых это новая идея, продукт, услуга;

во-вторых это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние (внедрение новой технологии, использование нового сырья, новая организация производства).

Наиболее удачная классификация инноваций, предложена в работах А. И. Пригожина, и СД. Ильенковой.

Критерии Виды инноваций
Распространенность - Единичные - Диффузные
Место в производственном цикле - Сырьевые - Продуктивные - Обеспечивающие
Преемственность - Открывающие - Отменяющие - Замещающие - Возвратные
Охват доли рынка - Локальные - Системные
Потенциал и степень новизны - Радикальные - Совершенствующие - Комбинированные
Сфера деятельности - Технологические (производственные) - Экономические (торговые) - Социальные (управленческие)

Инновационное предпринимательство связано с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает ряд этапов:

• поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана;

• поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца, проведение испытания;

• изучение рынка сбыта и продвижение товара на рынок.

Для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции (услуги), консервативная, которая обеспечивает изготовление оснастки, закупку сырья и организацию лоточного производства и в конечном итоге - выпуск продукции. Существуют разные организационно-правовые формы инновационного предпринимательства.

1. Венчурные фирмы специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг. Создателями таких фирм являются ученые-исследователи, инженеры, изобретатели.

2 Фирма-эксплерент - это пионерская фирма, «снимающая сливки» - повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции.

3. Фирма-патиент работает на узкий сегмент рынка, удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы. Работает на этапах роста выпуска продукции и одновременно - на стадии падения изобретательской активности.

4. Фирма-коммутант работает на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла - от
постановки продукции на производство до изменений в технологии уже выпускаемого продукта

5. Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержания малого предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции.

6. Инкубатор бизнеса - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих ори­гинальные научно-технические идеи.

2.

Экспертиза инновационного проекта включает оценку социально-экономической эффективности проекта на той стадии, когда мало достоверной информации. Сравнение инновационных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется проводить с использованием следующих показателей:

•чистого дисконтированного (ЧДД) дохода или интегрального эффекта;

• Индекса доходности;

• внутренней нормы доходности;

• срока окупаемости;

• метода получения балльных показателей;

• сочетания различных показателей.

Чистый дисконтированный доход определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период:

Т - горизонт расчета;

Pt - результаты, достигаемые на момент времени, руб.;

Зt - затраты, осуществляемые в это же время, руб.;

(1/(1+Е)) - коэффициент приведения по времени результатов и затрат;

Е - норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Если ЧДД инновационного проекта положителен, то проект является эффективным и может рассматриваться как приемлемый для реализации. Чем больше значение ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД отрицателен, инвестор будет нести убытки.

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

где - затраты на данный момент времени при условии, что в них не входят капитальные вложения.

Если ИД> 1, проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта Е, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный проект оправданы, и можно рассматривать вопрос о принятии проекта.

Срок окупаемости - это минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект достигает неотрицательного значения. Он измеряется в годах, кварталах, месяцах.

Результаты и затраты, связанные с реализацией проекта, можно определять с дисконтом (если срок окупаемости больше года) и без дисконта (если меньше года).

Помимо экономических последствий инновационный проект может вызвать социальные изменения - как положительные, так и отрицательные.

Основные изменения - социальные результаты проекта, подлежащие отражению в расчетах эффективности:

• количество рабочих мест в регионе;

• жилищные и культурно-бытовые условия работников;

• условия труда работников;

• структура производственного персонала;

• надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе - топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности - продовольствие);

• состояние здоровья работников и населения;

• увеличение продолжительности свободного времени населения (строительство новых автомобильных и ж.д)

3.

Научно-технический прогресс во всем мире признан важнейшим фактором экономического развития. Государственные ассигнования заняли важное место в финансировании инвестиций. Отдача при удачной реализации инновационного проекта может оказаться огромной, а при неудаче она отсутствует, погибает и вложенный капитал. Только 10% из 100% являются удачными капиталовложениями. Объектами бюджетного финансирования являются: федеральные инновационные программы, государственные научно-технологические программы, международные программы. Стратегическое ядро: академический и вузовский сектор, государственные научные центры, уникальные объекты опытно-экспериментальных баз.

1. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются в административно-ведомственной и программно-целевой формах.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах; создание системы государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг; предоставление фирмам кредитных льгот для осуществления нововведений и т.д.

Мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперации университетов с промышленностью.

2. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены на стимулирование самих инновационных процессов и на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Основные из них:

Либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное законодательство закрепляет право на интеллектуальную собственность.

Создание социальной инфраструктуры. Эта мера предполагает формирование единой информационной системы внутри страны, что особенно важно, если учитывать ключевую роль информации в процессе инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: