Лекция 9. Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна

1. Виды конкуренции

2. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России

3. Система государственного антимонопольного регулирования

4. Предпринимательская тайна и конкуренция

1.

Различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Основные признаки свободной конкуренции:

- Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него.

- Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

- Полная информированность каждого участника конкуренции.

- Абсолютная однородность одноименных продуктов.

- Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству - в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

-Чистая (абсолютная) монополия. Существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

- Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, при которой относительно большое числе производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Отсюда следует, что фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта - главная для этой модели рынка.

- Олигополия. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует не определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Например, в автомобильной промышленности США господствует «большая тройка»: «Дженералмоторс», «Форд», «Крайслер».

Очень распространено так называемое лидерство в ценах, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за ней. В соответствии с методами его осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.

Недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью кон­курента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; и др.

2.

Создание конкуренции товаропроизводителей - важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. Между тем традиционно предприятия в нашей стране не конкурировали за рынок и прибыли, а активно соперничали между собой за получение фондов, лимитов, импортного оборудования, государственных капиталовложений и снижение директивных заданий. Такого рода конкуренция является ведомственным монополизмом. Так, в 1996 г. в промышленности России насчитывалось 420 предприятий-монополистов, на долю которых приходилось 19% общего объема промышленного производства (черной металлургии, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка). 3 экономике нашей страны существовали два типа монополизма.

1.Монополизм центральных и местных органов управления, товаропроизводителями. Они не несли никакой экономической ответственности за результаты работы и обоснованность принимаемых решений, но монопольно (от имени государства) распоряжались средствами производства и результатами труда, управляли производством и распределением продукта в каждом звене народного хозяйства.

2. Монополизм самих предприятий по отношению к потребителям. Монополизм крупных предприятий лишает потребителя возможности выбора поставщиков. С этим связано сохранение отстающих предприятий, так как они являются единственными производителями профильной для них продукции.

В настоящее время в экономике нашей страны реализуются мероприятия, призванные устранить диктат производителя и постепенно утвердить приоритет покупателя (в легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве). Говорить о какой-то конкуренции в тяжелой промышленности сегодня невозможно: здесь нельзя полностью устранить вмешательство государства, поскольку опасно предоставлять монополисту свободу действий. Необходимы государственный контроль за ценами, введение антимонопольного законодательства.

3.

Антимонопольное регулирование есть комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.

За рубежом считается монополизация рынка от 60% доли, при 90-100% - полная монополия. Корпорация-монополист с такой долей подлежит ликвидации или ставится под жесткий контроль государства.

В марте 1991 г. В РФ принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран.

Действия органов власти Действия хозяйствующих субъектов
Запрет на осуществление деятельности субъектов Включение в договор товаров, в которых потре­бители не заинтересованы
Необоснованное препятствие деятельности субъектов Изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита
Запрет продажи товаров из одного региона России в другой Навязывание невыгодных условий договора
Указания о первоочередных поставках отдельным покупателям Создание препятствий доступу и выходу с рынка
Необоснованное препятствие созданию новых субъектов Включение в договор дискриминирующих условий
Необоснованное предоставление субъектам налоговых и иных льгот Нарушение порядка ценообразования

Рис. 1. Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов

Антимонопольное регулирование предполагает соответствующую ценовую политику - либерализацию цен на большинство товарных групп.

Основа данного регулирования - политика поощрения конкуренции, которая предусматривает контролируемое допущение на отечественные рынки иностранных производителей, разработку и принятие системы мер по финансовому, налоговому и кредитному стимулированию производителей-конкурентов, противостоящих существующим монополиям, поощрение диверсификации производства.

Для проведения антимонопольного регулирования в составе Правительства РФ организован Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). Основные функции Антимонопольного комитета:

• разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

• направление предложений Правительству по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;

• контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации ликвидации хозяйственных субъектов;

• контроль крупных продаж и покупок акций, которые могут привести к доминирующем положению хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный комитет имеет право:

• вносить в соответствующие органы власти и управления предложения о введении обязательного лицензирования;

• запрещать экспортно-импортные операции:

• принимать решения о наложении штрафа;

• выдавать хозяйствующим субъектам и органам управления предписания;

обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями

Основанием для рассмотрения Антимонопольным комитетом дел о нарушениях являются материалы прокуратуры, суда, территориальных управлений Антимонопольного комитета, заявления депутатов, хозяйствующих субъектов, органов власти, союзов потребителей.

Успех мероприятий по ограничению монополизма также во многом зависит от формирования рыночной инфраструктуры (торговой сети, аукционов, ярмарок, бирж и т.п.); он тесно связан с оздоровлением денежно-финансовой системы, формированием новой системы ценообразования и либерализацией цен, созданием финансового рынка.

4.

В повышении конкурентной способности предпринимательских организаций определенную роль должна сыграть система мер по защите предпринимательской (коммерческой) тайны.

Предпринимательская тайна - это охраняемое законодательством право предприятия предпринимателя на засекречивание сведений о деятельности фирмы, предприятия, распространение которых могло бы нанести ущерб ее интересам.

Предпринимательская тайна - это, прежде всего производственная тайна, результаты научно исследовательских, проектно-конструкторских, технологических исследований в процессе производства. Это сведения о технике и технологии производства, проектируемых и подготавливаемых к выпуску новых видах продукции, их себестоимости, предполагаемой цене организации производства. Крупные фирмы осуществляют специальные меры по предупреждению утечки информации (в том числе в результате промышленного шпионажа).

В соответствии с законодательством предприятие имеет право не предоставлять государственным органам информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений доставляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. В то же время оно обязано предоставлять государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономическое информации, публиковать данные о своей деятельности, включая годовые балансы.

В соответствии с Федеральным законом РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества:

- годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков не позднее 1 июня следующего за отчетным года.;

- проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров,

- списки лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций; соотношение стоимости чистых активов и размеры уставного капитала; количество акционеров;

- наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России, наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес.

- иные сведения, определяемые Федеральной комиссией ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

Решением Правительства РФ определен перечень сведений, которые не представляют коммерческую тайну. Это помимо вышеназванных, документ платежеспособности; сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, и других нарушениях законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: