Особые средства юридической техники делятся на правовые презумпции и правовые фикции. \
Правовые презумпции – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Виды правовых презумпций:
По сфере действия: общеправовые (добропорядочности, знание закона, истинности государственного правового акта); межотраслевые; отраслевые.
По возможности опровержения делятся на: опровержимые и неопровержимые.
Правовые аксиомы – положения, самоочевидные истины, не требующие в юридическом процессе доказательств (люди рождаются свободными и равными в правах; нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение, нет преступления без указания на то в уголовном законе).
Концепция нормативного правового акта – абстрактная общественная идея, построенная либо на основе опыта, либо начисто умозрительной основе, положенная в качестве стержня нормативного акта. Эта система знаний о том или ином фрагменте юридической значимой деятельности, модель юридического явления (концепция гражданства в конституционном праве, концепция собственности в гражданском праве).
Юридическая конструкция – идеальная модель урегулированных правом общественных отношений или отдельных элементов, служащая методом познания права и общественных отношений (состав правонарушения, состав правоотношения, юридическое лицо, состав сделки).
Правовой символ – это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Правовые символы – своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности.
Виды правовых символов:
По способу внешнего выражения: предметные (герб, флаг, денежный знак, печать юридического лица, паспорт); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония вручения государственных наград); словесные формы (присяга, девиз, личная подпись гражданина); музыкальные (государственный гимн).
По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права (товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки).
По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы.
По государственному устройству: федеральные; субъектов федерации; органов местного самоуправления.
Конституционные поправки – прием юридической техники, состоящей в изменении и дополнении действующей конституции. Осуществляется в особом усложненном порядке, устанавливаемом как правило самой конституцией.
Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.
Примечание в нормативно-правовом акте – особый прием юридической техники, представляющий собой элемент вспомогательной графики. Используется при оформлении содержания нестандартного, дополнительного материала и может содержать законодательные дефиниции, схемы, таблицы, перечни.
Правовая оговорка – социально обусловленная, имеющая специальную нормативно-лексическую форму, условие (заявления, положение), который частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.
Формы нормативного выражения правовых оговорок – те согласования, термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея ввиду», «независимо от»).