(2.25)
где – удельный оптимальный объем (для универсальных цистерн: для перевозки бензина = 1,35 м3/т, для светлых нефтепродуктов = 1,2 м3/т и для вязких нефтепродуктов = 1,08 м3/т);
– коэффициент, учитывающий увеличение объема при расширении груза от повышения температуры. Для универсальных нефтебензиновых цистерн = 1,02.
Объем котла состоит из объемов цилиндрической части, двух днищ и люка
, (2.26)
где – объем цилиндрической части котла;
– объем днища;
– объем люка.
Для вычисления этих объемов необходимо сначала определить внутренний диаметр котла D 1 и внутренний радиус днища R 2.
Внутренний диаметр котла D 1 выбирается, исходя из габарита подвижного состава и целесообразности сохранения типовой рамы.
Внутренний диаметр котла 4-осной цистерны может быть определен также из зависимости
(2.27)
где V – полный объем котла.
Полученная величина должна быть округлена до ближайшего типового диаметра котла: 2000, 2200, 2400, 2600, 2800, 3000, 3200 мм.
Объем днища состоит из объемов овалоидной и цилиндрической частей
|
|
, (2.28)
где – объем овалоидной части,
, (2.29)
где – внутренний радиус днища, ;
h 0 – внутренняя высота овалоидной части днища, =0,48...0,53 м;
– объем цилиндрической части днища.
, (2.30)
где – высота цилиндрической части днища, = 0,060...0,080 м.
Объем люка равен
, (2.31)
где – диаметр люка, для универсальных цистерн = 0,57 м, для кислотных = 0,43 м;
– высота люка, = 0,15…0,25 м.
Внутренняя длина котла равна
, (2.32)
где – высота днища.
Длина цилиндрической части котла равна
(2.33)
Высота днища
, (2.34)
где h 0 – внутренняя высота овалоидной части днища;
– высота цилиндрической части днища.