Философия Гегеля. Противоречие между системой и методом

Историческая заслуга Георга Гегеля состоит, прежде всего, в том, что он выдвинул и отстаивал идею диалектического развития. Впервые весь мир предстал как единое целое, находящееся во взаимной связи и непрерывном изменении. Развивая идеи греческих философов и опираясь на современные достижения науки, Гегель сформулировал основные принципы и понятия диалектики, дал их анализ.

Свою философию Гегель называл философией «абсолютного идеализма», а ее исходное понятие - «абсолютной идеей». У Гегеля идея есть некое первоначало всех вещей, субстанция всего существующего, мировой разум или абсолютный дух. Абсолютная идея есть, в сущности, обычный христианский Бог. Но в отличие от Бога, которому церковь приписывает человеческие черты, «абсолютная идея» не имеет таких черт. Она по природе своей деятельна, активна, обладает способностью собственного развития. Сознание, волю, личностные черты абсолютная идея обретает лишь в человеке, когда она пости­гается разумом человека, что позволяет последнему творить свою жизнь, устанавливать правовые отношения, моральные принципы и т.д. Основными частями гегелевской философии системы является логика, философия природы, философия духа. К последней примыкают философия права, философия истории, философия религии, история философии, эстетика.

Логическое учение занимает центральное место в философской системе Гегеля, его предметом является сама абсолютная идея. Гегель выделяет ступени, по которым происходит восходящее развитие абсолютной идеи: бытие, сущность, понятие. О бытии ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что оно есть. Оно - «ничто». Истиной бытия и ничто является взаимопереход, исчезновение их друг в друге.

Гегель выявляет три последовательных стадии движения бытия: чистое бытие, ничто, становление. Он их именует тезис, антитезис, синтез. Развитие идет как бы через превращение в противоположность. Каждое понятие, явление мира проходят троичный цикл развития – утверждения, отрицания и «отрицания отрицания». Здесь прослеживается один из важнейших законов диалектики – закон отрицания отрицания.

У всякой вещи есть своя качественная и количественная определенность и мера, выражающая границу их единства. Это позволило Гегелю обосновать вывод о диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений. Его существо состоит в том, что до границы, определяемой мерой, развитие предстает как количественный рост или убывание, а по достижению границы количественные изменения уступают место качественным.

В учении о сущности Гегеля обосновывается единство и взаимодействие противоположностей. Противоречия, как источник развития, отношение не к чему-то внешнему, а к сущности; в них обнаруживают себя противоп. начала сущности. В сущности, есть два взаимосвязанных между собой понятия: содержание и форма. Содержание определяет собой форму, а от формы зависит функционирование содержания. Но рано или поздно содержание настолько уходит вперед, что форма, не претерпевшая изменений, начинает ста­вить препятствия его дальнейшему развитию. Нарастает проти­воречие между ними. Разрешается же это противоречие таким образом, что новое содержание ломает старую форму и порождает новую. Но новое содержание вместе с новой формой означает изменение сущности.

Также Гегель говорит о самодвижности понятия. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. Это - единство бытия и сущности. В учении о понятии Гегель приходит к выводу, что абсолютный дух в финале своего развития постигает себя от начала до конца как духовное начало, как абсолютную идею.

Следовательно, развитие прекращается, поскольку противо­речия разрешены. Дальше абсолютная идея предстает в формах инобытия (отчуждения). Первой такой формой инобытия является природа. Затем — человек, общество. В природе, хотя и царит объективный закон, развития нет, она лишь разнообразится.«Философия природы» завер­шается обращением к человеку. Но человек не просто природное существо. Он единст­венный, кто обладает сознанием, высшей формой инобытия абсолютной идеи. Обладая даром мысли, понятия, духом, человек не только совершает познание идеи, но и является орудием само обнаружения идеи. Анализу специфики духа посвящена «Философия духа».

Философия духа - учение о человеческом сознании и различных видах деятельности. В ней, как и во всей философской системе Гегеля, три части: субъективная, объективная, абсолютный дух. Дух находится в состоянии вечного движения, импульсом которого служит его внутренняя диалектика. Именно в результате внутренне присущих ему противоречий происходит смена форм духа. Однако сам дух сохраняется. Адекватной формой абсолютного духа может быть только понятие. На этом заканчи­вается путь развития абсолютной идеи.

Такой финал противоречит гегелевской диалектике, и Гегелю приходится ограничить систему. Во-первых, в интерпретации Гегеля, диалектика предстает как средство и условие конструиро­вания действительности. И Гегель искусственно подгоняет жизнь под требования диалектики. Между тем диалектика сама должна выводиться на основе изучения действительности. Во-вторых, в процессе развития ничего нового не возникает. Катего­рии как ступени развития уже изначально содержатся в абсолютной идее. Поэтому речь может идти только об их развертывании, а не о возникновении одного и отмирании другого. В-третьих, по смыслу диалектики Гегеля, развитие носит всеобщий характер. Но он отказывает в этом природе и тем самым отрицает всеобщность развития. В-четвертых, в соответствии с духом диалектики развитие бесконечно, не имеет предела. Но философская система Гегеля ставит предел развитию познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: