При рассмотрении философии марксизма надо обратить внимание на раннего Маркса, когда он рассматривал проблемы отчуждения и реализацию человеком своей родовой сущности. Сравнить либерально-демократическое воззрение Маркса на коммунистическое общество и политэкономическую модель построения коммунистической формации. Обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма Х1Х века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остается одной из дискуссионных тем.
Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумность мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Единственное что остается человеку - это парализовать волю к жизни. Жизнь - страдание, история - слепой случай, прогресс - иллюзия: таков неутешительный вывод Шопенгауэра.
|
|
В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни - свобода. Человек - это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе - отчаяние. Отчаяние - это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние - вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, вина становятся в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. Если в классической философии судящей инстанцией является разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму. Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.
|
|
Контрольные вопросы:
1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?
2. Что такое отчуждение по Марксу?
3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса.
4. Насколько современен Маркс в наше время?
5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?
6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?
7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?
8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?
9. В чем выражается нигилизм философии Ф. Ницше?
10. Перечислите основные положения философии жизни.