1) Исследование проблемы. Существуют 2 способа рассмотрения проблемы:
1. Проблемной считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
2. Как проблему можно рассматривать потенциальные возможности.
При исследовании сложной проблемы необходимо осознать и установить причины неудач или имеющихся возможностей. Общий результат неудовлетворительной деятельности организации можно свести к следующему: низкие прибыль, производительность, сбыт, качество продукции, завышенные затраты, наличие конфликтов в организации большая текучесть кадров и т.д.
Выявление причин помогает определить проблему в общем виде, что способствует сокращению количества факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию как внутреннего, так и внешнего характера (детальный анализ рынка, анализ финансовой отчётности, интервьюирование персонала).
2) Формулировка критериев и ограничений принятия решений. К ограничениям можно отнести: неадекватность имеющихся средств, недостаточность персонала нужной квалификации и опыта, невозможность закупки ресурсов по приемлемым ценам, потребность в технологии (которая стоит очень дорого или вообще отсутствует), острая конкуренция, законы и этические соображения, полномочия сотрудников организации и т.д. Кроме этого, руководителю необходимо устанавливать стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты. Такие стандарты называют “критериями принятия решений” и они выступают в качестве рекомендации по оценке решений.
|
|
3) Определение альтернатив. На практике руководитель редко располагает достаточным временем, а иногда и знаниями, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реальны, часто ведёт к путанице. Поэтому руководитель часто ограничивает число вариантов выбора всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
4) Оценка альтернатив. На данном этапе руководитель определяет достоинства и недостатки каждого варианта и возможные общие последствия. Здесь он сопоставляет результаты с заранее установленными стандартами. Все решения необходимо выражать в определённой форме, желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель. Решения рекомендуется представлять в денежной форме, но иногда и в других.
5) Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения правильно оценены, то сделать выбор, т.е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
6) Реализация принятого решения.
7) Обратная связь.