По стандартизации в 2003–2004 гг

В России в различных отраслях экономики существуют головные организации, осуществляющие общее руководство в определенной сфере экономической деятельности. Такая организация действует и в системе стандартизации. Но для деятельности головной организации должны существовать законные основания, закрепленные в соответствующих законодательных актах. В России функции подобной организации устанавливаются в определенном федеральном законе.

В Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) определялись функции национального органа России по стандартизации. В частности, в функции данного были обозначены:

а) утверждение национальных стандартов;

б) принятие программы разработки национальных стандартов [28; 114; 123];

в) организация экспертизы разработки национальных стандартов [21; 133; 150];

г) обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

д) осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам [25; 111];

е) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

ж) организация опубликования национальных стандартов и их распространение;

з) участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;

и) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам [24].;

к) представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации [172].

В данном Федеральном законе организация, выполняющая функции национального органа России по стандартизации, и ее наименование конкретно не были указаны. Но в п. 2 ст. 14 Закона говорилось, что орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации, определяется Правительством России [172, с. 22–23].

2 июня 2003 г. вышло Постановление № 316 Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании». В нем Правительство России со ссылкой на ст. 14 упомянутого Федерального закона постановило, что функции национального органа РФ по стандартизации будет исполнять Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) [93, с. 6; 94].

17 июня 2003 г. был издан Приказ № 371 Госстандарта России «Об исполнении Постановления Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании». Согласно данному Приказу, соответствующему отделу Госстандарта России было предписано до 1 июля 2003 г. подготовить и направить в Правительство РФ согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами изменения и дополнения, вытекающие из указанного Федерального закона, а также в Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. № 1320 «Вопросы Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии» и в «Положение о Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498 [119, с. 8–9].

27 июня 2003 г. в Москве состоялось совещание во главе с заместителем председателя Правительства России Б. С. Алешиным, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся реализации Федерального закона РФ «О техническом регулировании». По итогам этого совещания было решено в недельный срок внести в Правительство РФ в установленном порядке проект, по которому на Госстандарт России возлагались еще и функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию [90, с. 81]. Техническое регулирование по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» определяется следующим образом: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [172, с. 7].

17 июля 2003 г. Постановлением № 440 Правительства РФ в Постановление от 2 июня 2003 г. были внесены изменения. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии стал национальным органом РФ по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию [91; 119, с. 79].

Таким образом, в период со 2 июня по 17 июля 2003 г. в России были приняты законодательные акты, в которых были подтверждены полномочия Госстандарта России в качестве головной организации (как это было и ранее) в системе стандартизации в стране.

Осенью 2003 г. Госстандарт России сформировал на федеральном уровне структуру управления своими территориальными органами в субъектах Российской Федерации.

Эта структура управления системой стандартизации оказалась тесно связанной со структурой управления Российским государством в целом. Так, еще 13 мая 2000 г. был опубликован Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». На территории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Их возглавили полномочные представители Президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность местных органов власти на основе общероссийского законодательства [3, с. 540]. А 12 августа 2000 г. вышло Постановление № 592 Правительства РФ «О взаимодействии Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

14 ноября 2003 г. (во исполнение упомянутых выше Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ) опубликован Приказ № 100 Госстандарта России «Об организации взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах» [124], в котором говорилось следующее.

Во-первых, на семь федеральных государственных учреждения (ФГУ), а именно: ФГУ «Ростест-Москва», ФГУ «Тест-Санкт-Петербург», ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ЦСМ), ФГУ «Нижегородский ЦСМ», ФГУ «Уралтест», ФГУ «Новосибирский ЦСМ» и ФГУ «Хабаровский ЦСМ», расположенных в центрах федеральных округов, была возложена организация взаимодействия с аппаратами полномочных представителей Президента в соответствующих федеральных округах по вопросам, связанным с реализацией возложенных на них задач.

Во-вторых, было установлено, что руководители семи перечисленных ФГУ ЦСМ являются полномочными представителями Госстандарта России в федеральных округах. Полномочия этих представителей должны были быть определены специальным Положением, утверждаемым председателем Госстандарта России.

В-третьих, руководители ФГУ ЦСМ, расположенных на территориях федеральных округов, должны были представлять необходимую информацию для аппаратов полномочных представителей Президента РФ в соответствующих федеральных округах.

Вопросы координации взаимодействия Госстандарта России с полномочными представителями Президента РФ осуществлял Председатель Госстандарта России, а в случае его отсутствия – его первый заместитель [124, с. 65–66; Прил. 6 ].

17 ноября 2003 г. вышел Приказ Госстандарта России «О распределении федеральных государственных учреждений – центров стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России по федеральным округам». С целью обеспечения координации деятельности федеральных государственных учреждений все центры стандартизации, метрологии и сертификации были распределены по отдельным федеральным округам. В частности, в Центральный федеральный округ (полномочным представителем Госстандарта России стал руководитель ФГУ «Ростест-Москва») вошло 18 центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), в Северо-западный федеральный округ (полномочным представителем Госстандарта России являлся руководитель ФГУ «Тест-Санкт-Петербург») – 10 ЦСМ, в Южный федеральный округ (ФГУ «Ростовский ЦСМ») – 16 ЦСМ, в Приволжский федеральный округ (ФГУ «Нижегородский ЦСМ») – 16 ЦСМ, в Уральский федеральный округ (ФГУ «Уралтест») – 6 ЦСМ, в Сибирский федеральный округ (ФГУ «Новосибирский ЦСМ») – 14 ЦСМ и в Дальневосточный федеральный округ (ФГУ «Хабаровский ЦСМ») было включено 10 ЦСМ [104, с. 67–69; прил. 3 ].

Таким образом, к началу 2004 г. в рамках выполнения положений Федерального закона РФ «О техническом регулировании» в России была сформирована обновленная структура управления системой стандартизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: